18 ноября 2025 года исполнилось пять лет с решения президента Владимира Путина отправить Вячеслава Гладкова в Белгородскую область. Бо́льшую часть этого срока регион провел в статусе прифронтовой территории. Однако усилия областных властей и поддержка федерального центра помогли сохранить высокие экономические показатели и относительное социальное благополучие.
Что именно обеспечивает «новую нормальность» в ставшей регионом контрастов Белгородской области – в оценках известных экспертов:
Политтехнолог Анна Фёдорова считает, что на сегодняшний день Гладков по праву является образцовым губернатором, и вот почему: «Во-первых, [он показывает] пример железной стойкости: что бы ни происходило, всеми силами он будет удерживать в регионе нормальную жизнь и сохранять позитив. Дальше – неподдельное внимание к человеческим проблемам и человеческой беде. У Гладкова это не имитация. Возможно, дело в том, что такую систему он начал строить ещё в 2020-м году. И когда начался острый кризис, ничего по духу переделывать не пришлось».
Заочно дискутируя с Фёдоровой, политолог Дмитрий Еловский обратил внимание, что фактически на протяжении пяти лет белгородский губернатор применяет методы социальной архитектуры, которая совсем недавно стала мейнстримом на федеральном уровне. «Практика управления прифронтовым регионом требует максимально быстрого выявления проблем и столь же оперативного реагирования на них. Белгородская модель показывает: социальная архитектура начинается с простой вещи – с готовности говорить с людьми на всех доступных площадках и реально слышать то, что они говорят», – рассуждает эксперт.
«Белгородчина превращается в «лабораторию политического будущего», где тестируется устойчивость регионов к перманентному шоку и кризисному существованию», – оценивает ситуацию в регионе политтехнолог Ярослав Игнатовский. Он же проанализировал оценку, которую работе губернатора Гладкова поставила нейросеть. «Пятилетка через призму искусственного интеллекта, представляет собой пример формирования гибридной модели управления в условиях внешнеполитического кризиса. Ключевым феноменом здесь является «Белгородский парадокс», который всепроникающий ИИ верно идентифицирует как разделение региона на «две Белгородчины», – пишет Игнатовский в своем канале.
Социолог Виктор Потуремский полагает, что Белгородскую область условно можно разделить на три зоны – приграничье, Белгород и восточная часть – каждая из которых требует собственного стиля управления. Управлять регионом как единым организмом удается и в этих условиях, считает эксперт. «При этом Гладкову и вообще властям региона удается сохранять стабильность и обеспечивать экономическое развитие региона, о котором свидетельствуют разные показатели», – поделился Потуремский в интервью «Клубу Регионов».
Отправляя Вячеслава Гладкова в Белгородскую область пять лет назад, президент Владимир Путин не ошибся, заявляет политолог Алексей Ярошенко: «Гладков показал новую модель стойкости. На его примере мы говорим о новом типе губернаторов, ведь, по сути, политик в России один, а главы регионов – такие как Собянин, Аксёнов, Гладков – его верные солдаты и на войне, и в мирное время. И к территориям, которые возглавляют такие люди, у федерального центра особое отношение. Гладкову доверяют крупные проекты, потому что он не подведёт».
Сам же Гладков не делал акцента на символической дате, подчеркивает политолог Илья Гращенков. «Для него не существует «пятилетки» как некой финишной черты или повода для самопрезентации. Каждый его новый рабочий день – это не начало новой кампании, а прямое продолжение вчерашнего. Его метод – это перманентное погружение в проблемы региона без оглядки на календарь», – пишет эксперт. Именно поэтому, по его мнению, интересно оценивать не только результаты Гладкова, но и следить за тем, что он будет делать в будущем», резюмировал Гращенков.
