Амурская и Иркутская области, а также Забайкальский край являются регионами с самым разгильдяйским отношением к природным пожарам, сообщил «Клубу Регионов» руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко. При этом он сообщил, что у регионов Сибири и Дальнего Востока почти нет средств для исполнения переданных им с федерального уровня полномочий по борьбе с пожарами.

Рослесхоз выступил с инициативой передать от регионов на федеральный уровень контрольно-надзорные полномочия в лесной сфере. Как считает глава ведомства Иван Валентик, субъекты РФ не справляются с полномочиями по выявлению нарушений в лесной сфере, а также с подготовкой к пожароопасному сезону.

Руководитель лесного отдела Гринпис России и редактор новостей Лесного форума Гринпис Алексей Ярошенко отметил, что подобные «весенние обострения» происходят у Рослесхоза регулярно. «Каждую весну, когда в регионах начинает что-то гореть, сразу возникает предложение забрать у них полномочия, потому что они всё не так делают, но когда дело доходит до осени, когда надо принимать решение об изъятии, то все эти разговоры полностью затихают. И так уже восемь лет подряд», – сказал он.

При этом Ярошенко согласен с Рослесхозом, что регионы не справляются со своими обязанностями по борьбе с природными пожарами. В первую очередь он связывает это с дефектами федерального законодательства, из-за которого переданные субъектам полномочия финансируются «в лучшем случае на десятую часть от потребности». «Но даже если будут деньги, регионам потребуется несколько лет, чтобы выстроить нормальную систему – вернуть кадры, которые разбежались, вернуть технику, которая в некоторых регионах изношена на 100%. Самое тяжелое будет с кадрами, потому что система подготовки профессиональных кадров разрушена, и на ее восстановление потребуется 10–15 лет. Но если будут деньги, то регионы хотя бы начнут что-то делать. А сейчас они просто нищие и пытаются бороться с пожарами из последних сил. Особенно тяжелая ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке, где больше всего недофинансирования. И они, конечно, не справляются», – сказал Ярошенко.

Вместе с тем представитель Гринпис подчеркнул, что от разгильдяйства деньги не спасут. Он привел в пример Амурскую область, где ЧС с лесными пожарами, по его словам, развивается с 28–29 марта, когда пожары вышли из-под контроля и справиться с ними было нельзя, но власти признали ЧС только 7 апреля. «Более того, у них сейчас самый пострадавший район – Шимановский, где выгорело больше половины площади, а это почти все земли лесного фонда. И 9 апреля Следственный комитет впервые в истории возбудил уголовное дело в связи с тем, что уже после развития ЧС там проводилось так называемое контролируемое выжигание сухой травы, от чего, собственно, пожары в значительной степени и возникают», – обратил внимание Ярошенко. «Амурская область – это сейчас, наверное, самый проблемный регион, который всегда старательно всё прячет и никогда вовремя ничего не делает», – подчеркнул эколог.

В тройку самых проблемных субъектов Ярошенко включил также Иркутскую область – «по масштабам пожаров она первая, а по уровню разгильдяйства она вторая». «А дальше идет целая группа регионов, но, пожалуй, я выделю Забайкальский край, который по масштабам пожаров тоже один из самых крупных, а по уровню готовности к ним он один из самых худших», – добавил он.

В то же время Ярошенко отметил улучшение ситуации в Якутии, которая «много лет не признавала свои пожары и безудержно жгла траву». Сейчас там в основном отказались от выжигания сельхозземель, и уже три года не скрывают реальных масштабов пожаров. «И там ситуация пошла на улучшение. Конечно, у них ухудшилась статистика, и их даже часто ругают с федерального уровня, но зато они получили увеличение финансирования на борьбу с пожарами и в реальности ситуация у них улучшилась», – обратил внимание эксперт.

Также отметим, что ранее Ярошенко сообщил журналистам о расхождении в несколько тысяч раз данных в официальных сводках о природных пожарах, которые публикуют «Авиалесохрана» и Рослесхоз. Так, например, 30 марта «Авиалесохрана» сообщала, что в Забайкалье площадь пожаров составляет 320 га, в то время как Рослесхоз тогда же сообщал о 192,4 тыс. га, охваченных огнем.