Минэкономразвития РФ разработало поправки в законопроект об особых экономических зонах, разрешающие штрафовать регионы за низкие показатели эффективности ОЭЗ. Профессор кафедры управления инновационными проектами РАНХиГС Владимир Зинов считает такой метод наказания уместным, по его словам, без принуждения в России «ничего не сделаешь». Руководитель центра федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН Евгений Бухвальд считает, что к каждой неуспешной ОЭЗ у федерального центра должен быть индивидуальный подход и применять ко всем субъектам общий метод наказания, особенно штрафы, неверно.
В Министерстве экономики РФ разработали поправки в законопроект об особых экономических зонах, разрешающие штрафовать регионы за низкие показатели эффективности ОЭЗ, пишут «Известия». В документе предлагается оценивать их работу каждые три года. Определять сумму штрафа для регионов должно правительство.
В Минэкономразвития сообщили изданию, что в течение последних трех лет там уже проводили оценку эффективности региональных ОЭЗ, и большинство из них были признаны эффективными или достаточно эффективными, за исключением некоторых. В качестве отрицательного примера в ведомстве привели ОЭЗ в Бурятии.
Главный научный сотрудник Центра научно-технической экспертизы РАНХиГС, профессор кафедры управления инновационными проектами Высшей школы государственного управления РАНХиГС Владимир Зинов предложение министерства наказывать регионы одобряет: «Все мы живем в России и знаем национальный менталитет – без принуждения тут ничего не сделаешь». Зинов уверен, что регионы имеют достаточно рычагов на местах для развития инвестиционного климата, но либо не хотят, либо не умеют ими пользоваться. «Поэтому федеральные власти [с регионов] все жестче спрашивают по всем вопросам, в том числе по вопросам развития. Ждать, пока центр поможет, совершенно неправильно», – считает эксперт.
Руководитель центра федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН Евгений Бухвальд считает, что успех развития ОЭЗ не зависит полностью от регионов. В частности, он напомнил, что их полномочия в экономической области очень ограничены, а ключевые вопросы налоговой, бюджетной, таможенной политики, которые влияют на привлечение и работу инвесторов, регулируются федеральным законодательством. Он также придерживается мнения, что при изучении эффективности особых экономических зон следует учитывать, что за каждой неуспешной ОЭЗ могут стоять свои индивидуальные причины. «В Татарии ОЭЗ, допустим, процветают. В других местах этого добиться не удалось, где-то они вообще были закрыты. Но, понимаете, каждый пример – это особый хирургический случай, не всем же резать в одном месте. Тут нужен экспертный анализ для выявления ошибок, чтобы потом их не повторять. А насчет штрафов вам любой автомобилист скажет: штрафов уйма, но разве они обеспечивают полную безопасность? Да ничего подобного. Штрафовать можно много, но это не метод», – поделился своим мнением эксперт.
С 2005г. в России было создано 38 ОЭЗ. Сейчас в России действуют 30 таких зон на территории Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Татарии, Иркутской, Астраханской, Калужской, Липецкой, Псковской, Самарской, Свердловской, Тверской, Тульской, Томской, Ульяновской областей, Бурятии, Алтайского края, а также в кластере «Курорты Северного Кавказа».
Изначально планировалось, что льготные условия и действующая инфраструктура ОЭЗ помогут привлечь дополнительных инвесторов в регионы и создадут условия для их социально-экономического развития. Однако в 2018г. в Счетной палате заявили, что, несмотря на усилия федерального правительства, принимаемых мер оказалось недостаточно, чтобы механизм ОЭЗ стал эффективным. Спустя год там же отметили, что возлагаемые на эти зоны надежды по развитию экспорта также не оправдались – товары, произведенные в них, не выходят за пределы ЕАЭС и в денежном выражении составляют не более 8% такой продукции. А в декабре 2019г. аудитор СП Светлана Орлова отчиталась о результатах проверки «Курортов Северного Кавказа». «При создании туркластера были определены три ключевые цели. Это создание резидентами особых экономических зон в 2018г. более 12 тыс. рабочих мест, получение выручки от продажи продукции в объеме 8 млрд руб., а также ежегодный уровень туристического потока к 2020г. до 2 млн человек. По факту ни одна из этих целей не была достигнута. В 2018г. регион посетили только 683 тыс. человек, создано всего 619 рабочих мест. Объем привлеченных резидентами в ОЭЗ инвестиций незначителен и составил чуть более 2 млрд руб., или 8% заявленного объема. При этом 29 из 33 зарегистрированных резидентов нарушили свои обязательства в части вложения инвестиций на общую сумму 21 млрд руб.», – говорится в отчете Орловой.