Государство должно уравнять мигрантов и коренных россиян в правах, чтобы обеспечить приезжих мерами социальной поддержки во время экономического кризиса, вызванного коронавирусом, – с таким предложением к премьеру Михаилу Мишустину обратились в Агентстве стратегических инициатив. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты в целом поддерживают инициативу АСИ, но при этом отмечают, что оставшиеся без средств к существованию мигранты и представители коренного населения оказываются в равной степени уязвимы, и в таком положении и те и другие могут представлять одинаковую социальную опасность.
Агентство стратегических инициатив предложило правительству РФ временно уравнять мигрантов в правах с коренными россиянами. Это необходимо для того, чтобы оказывать им меры социальной поддержки в виде пособия по безработице и других выплат и льгот во время кризиса, вызванного коронавирусом. В АСИ отмечают, что так поступила, например, Португалия, уравняв в социальных правах со своими гражданами всех, кто подал вид на жительство.
Политолог, генеральный директор Центра региональной политики Илья Гращенков считает, что на фоне отказа федеральной власти оказать реальную поддержку многим своим гражданам, включая мелких предпринимателей или тех, кто работал нелегально, поддержка мигрантов может вызвать «жутчайший социальный протест».
При этом эксперт заметил, что многие из мигрантов уже лишились работы и крыши над головой. Он рассказал, что недавно сам видел, как несколько человек были вынуждены ночевать в такси, а на днях мигранты на его глазах ограбили такого же приезжего, который работает курьером. «Есть опасность, что уже через месяц они перекинутся с собратьев и начнут грабить уже россиян, особенно в регионах», – опасается эксперт. Он считает, что именно в регионах и небольших городах может сложиться наиболее опасная ситуация, потому что в них сосредоточено меньше представителей правоохранительных органов, а мигранты «чувствуют себя свободнее и ведут себя более агрессивно».
Ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев считает, что криминальная составляющая в мигрантской среде «гипертрофированно представлена министерством внутренних дел». «Большая часть приезжающих сюда мигрантов имеют одну цель – заработать. Лишь 10–15% в силу разных обстоятельств попадают в криминогенную среду. Но если говорить о нынешней ситуации, то этот процент может вырасти. Когда человек оказывается в безвыходной ситуации, он может пойти на преступление», – сказал Авдеев.
По словам эксперта, в Приморье, которое лидирует среди регионов Дальнего Востока по привлечению иностранной рабочей силы, насчитывается примерно 70–80 тыс. нелегальных мигрантов. И чтобы предотвратить рост преступности в их среде, государству необходимо их легализовать, выводить в правовое поле и «максимально оберегать». Это, по словам Авдеева, необходимо еще и для того, чтобы быстрее восстановить производство после кризиса. «Власти не понимают, что мигранты составляют значительную часть в экономике регионов. Мы без мигрантов, без дополнительных рабочих рук, к сожалению, не вытянем. Экономика просто не выдержит. И когда полпредство, Министерство по развитию Дальнего Востока и то же АСИ начинают говорить о создании новых рабочих мест как главном результате деятельности, то я сам себе задаю вопрос: а для кого эти рабочие места, если у нас сегодня количество безработных в два-три раза меньше количества вакансий? Плюс к этому поток мигрантов у нас резко сокращается, мы лишились двух очень важных источников пополнения рабочей силы за счет Китая и Северной Кореи, а сегодня лишаемся последнего источника – Средней Азии», – поделился своим мнением собеседник «Клуба Регионов».
При этом государство, по мнению Авдеева, не готово поддерживать мигрантов. «Судя по всему, тот самый жареный петух еще не поспел. Возможно, это произойдет позже, когда станет совершенно очевидно, что нам без мигрантов стало слишком сложно. Но когда это произойдет, время будет уже упущено», – сказал эксперт.
Политолог, директор Центра гуманитарных исследований «Текущий момент» Сергей Комарицын считает предложение АСИ «разумным», но трудно реализуемым. «Если говорить о Красноярском крае, то у нас основная масса мигрантов задействована в строительстве и ЖКХ. ЖКХ продолжает работать: мусор вывозят, улицы убирают, подъезды моют. Стройки тоже возобновили. Но это мы с вами говорим об официальных мигрантах, но проблема нелегалов тоже остается. В торговле далеко не все они оформлены. Как их выявлять и как им платить? Думаю, это даже технически будет сложно сделать», – поделился своим мнением эксперт.
При этом в Красноярске, по его словам, доля преступлений, совершенных мигрантами, не очень высока. Но он допускает, что она может вырасти за счет тех, кто остался без работы. Однако такой прогноз справедлив как по отношению к мигрантам, так и по отношению с остальным гражданам, подчеркнул Комарицын.
Профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС Татьяна Иларионова отмечает, что мигранты в России делятся на две категории: те, кто потерял или закончил свою работу и хотел вернуться домой, но не смог из-за закрытия воздушного сообщения, и те, кто был официально трудоустроен, но сейчас временно оказался без работы. Последних работодатель в сложившейся ситуации не имеет права уволить и даже может рассчитывать на послабления от властей за то, что он не умножает армию безработных, считает она. «Другое дело – это люди, которые были заняты на временной работе, трудились по патенту или неофициально. И вот они сейчас остались без жилья и средств к существованию. И первое дело, которое нужно сделать в отношении мигрантов, – это выявить их и понять, какая у них нужда», – считает Иларионова. Она добавила: «Получив пропуск, я ездила по пустой Москве и видела на улицах только приезжих. И, кстати, они ходят стайками. И я не знаю, какая цель у этих передвижений: то ли они идут на работу, то ли они просто бесцельно слоняются по улицам… Но то, что человек незанятый и не имеющий средств к существованию представляет большую социальную опасность, – это очевидно».
При этом эксперт акцентировала внимание на данных статистики, согласно которым больше половины россиян не имеют накоплений. «Люди живут от зарплаты до зарплаты, не имея никаких накоплений. И в ситуации экономического кризиса и они, и мигранты могут представлять угрозу и быть источником возможных социальных потрясений. Человек, который не имеет жилья и припасов, может пойти на что угодно», – уверена собеседница «Клуба Регионов». Она напомнила, что подобное было во время Великой Отечественной войны, когда на «жуткие преступления против личности» шли те, кто находится вне социальных отношений. «И, конечно, мы должны усвоить этот урок. Люди, которые остались в стране, не должны быть брошенными», – призывает Иларионова. Она уверена, что государство понимает масштаб проблемы, но вместе с тем оно «надеется, что кризис не будет долгим и люди вытянут его на своих плечах». «Но, если начнутся какие-то серьезные катаклизмы, государству придется раскошелиться. На прямые выплаты гражданам оно пока не идет, сейчас обещан только прожиточный минимум, о котором говорил президент. Но, конечно, эти 12 тыс. – это не те деньги, чтобы спасти тонущего человека. На эти деньги человек может протрепыхаться неделю, максимум две, а если у него есть семья, то еще меньше», – резюмировала эксперт.