Губернаторы в нескольких регионах приняли решение объявить 6, 7 и 8 мая дополнительными выходными днями для школ. При этом Минпросвещения рекомендовало регионам завершить учебный год для 1–8 классов уже 16 мая 2020г. Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко подобные инициативы поддерживает. По ее мнению, сейчас «нужно думать не о том, что происходит в мае, а о том, что нужно будет делать в сентябре»: как наверстывать упущенную программу и так далее. Первый зампред комиссии по образованию и науке ОП РФ Людмила Дудова уверена, что нынешние послабления приведут к перегрузке учителей и школьников в начале следующего учебного года. При этом оба эксперта отмечают, что дистанционное обучение привело к снижению качества образования в школах.
В ряде регионов России губернаторы объявили 6, 7 и 8 мая 2020г. выходным днями для школ. Дополнительные дни отдыха указом мэра Сергея Собянина действуют в Москве. Аналогичные решения приняли губернаторы Астраханской области Игорь Бабушкин, Костромской области Сергей Ситников и Ставропольского края Владимир Владимиров. По телефону горячей линии департамента образования и науки Костромской области «Клубу Регионов» сообщили, что там с 6 по 8 мая обучение продолжится только для выпускных классов, а для всех остальных учащихся «организованы мероприятия по патриотическому воспитанию».
Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты по-разному отнеслись к региональным инициативам устроить учащимся и учителям дополнительные выходные.
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко решение региональных властей поддерживает. «На это время [майских праздников и перерыва между ними] родители все равно поедут за город, отдыхать, копать огороды и так далее, и доступ к интернету там может быть совершенно разным, и одни дети смогут подключиться к занятиям, а другие – нет. Так что лучше всех от этого освободить и надеяться на то, что если следующий учебный год начнется в нормальном режиме, то там удастся восполнить пробелы, полученные за март – май», – сказала эксперт. Она обратила внимание, что из-за коронавируса были закрыты школы в 180 странах, так что не только в России новый учебный год начнется с того, что учителям придется повторять старый учебный материал. Таким образом, сейчас, по мнению Клячко, «нужно думать не о том, что происходит в мае, а о том, что нужно будет делать в сентябре».
Первый зампред комиссии по образованию и науке Общественной палаты России, председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова считает решение отменить занятия на эти три дня в нынешних условиях неверным. «Я понимаю, что и родители [школьников] очень устали, потому что все это дистанционное обучение сейчас и на их плечах. С одной стороны, можно было бы и им дать отдохнуть, но, с другой стороны, есть неосвоенная программа, а впереди каникулярное время. И, имея огромный опыт и являясь действующим преподавателем, я понимаю, что отставание сейчас столь высокое, что всю первую четверть в следующем учебном году или первый семестр в вузах придется настолько уплотнять, что мы не сможем избежать перегрузки. Казалось бы, что эти три дня – это ерунда и пустяк, но эти ерунда и пустяк длятся уже так давно, что лакуны будут такими, что программу в следующем году придется начинать чуть ли не с начала третьей четверти. Так что мне кажется, что [устраивать в эти дни выходные] не совсем разумно. Тем более что для самих школьников с точки зрения отдыха эти три дня ничего не дадут: они и так находятся в полурасслабленном состоянии», – поделилась своим мнением эксперт.
Также отметим, что 30 апреля 2020г. Министерство просвещения РФ направило регионам рекомендации о досрочном окончании учебного года. Для учащихся 1–8 классов обучение рекомендовано завершить до 15–16 мая, для 10 класса – до 29 мая, а для учащихся 9 и 11 классов, которым предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ, – до 5 июня. Между тем 5 мая министр просвещения Сергей Кравцов в эфире «России 24» заявил, что в ведомстве рассматривают вариант отмены ОГЭ. Что касается ЕГЭ для одиннадцатиклассников, то он заявил следующее: «Зачисление в вузы мы не можем провести без ЕГЭ. Пока принято решение проводить экзамены с 8 июня. Но я не исключаю, что после 12 мая, возможно, это решение будет скорректировано».
Комментируя возможную отмену экзаменов и досрочное окончание учебы в школах, Людмила Дудова с сожалением констатировала, что уровень абитуриентов, поступающих в вузы, снижается. По ее словам, подобные послабления могут опустить эту планку еще ниже, хотя «ниже уже некуда». «Пора уже подумать о соблюдении Конституции и закона об образовании, которые говорят о равном доступе к качественному образованию. А сегодня мы об этом говорить просто не можем, зная, какое количество ребят лишены нормальных условий обучения в «удаленке». И кто будет нести за это ответственность?» – обратила она внимание. Собеседница «Клуба Регионов» считает, что вместо сокращения учебного года его, наоборот, нужно продлить. «Кто-нибудь думает о родителях? Как только закончится режим самоизоляции, родители выйдут на работу, и с кем останутся дети? Может быть, учебный год можно было бы продлить на месяц?» – предложила Дудова. При этом она отметила, что эта идея также противоречит закону об образовании.
Татьяна Клячко отмечает, что качество дистанционного обучения зависит от подготовки каждого конкретного учителя и ученика. «Например, в моих окрестностях есть школьник, который не учился, что бы ни делали его родители и бабушки с дедушками, но, когда начался дистант, он почему-то начал упорно заниматься, ему это понравилось. А другие дети просто выпадают из учебного процесса. Другой знакомый ребенок сказал мне: «Вы получите недоученное поколение» – видимо, повторяя слова кого-то из взрослых. А еще один сказал: «Лучше бы я ходил в школу». Дело в том, что дети все разные, и когда у кого-то сложились хорошие отношения с учителями, то он с удовольствием ходит в школу. А для тех, у кого так не получилось, дистанционное обучение оказалось лучше». Вместе с тем она подчеркнула, что если речь идет о начальной школе, то там учащиеся оказались более не готовы к дистанционному обучению, чем их учителя. А вот десятиклассники могут владеть компьютером и дистанционными технологиями гораздо лучше преподавателя.
По словам Клячко, сегодняшняя ситуация показала, что в России еще только предстоит разработать качественную систему дистанционного обучения, и сделать это необходимо быстро на случай, если учиться на «удаленке» придется и дальше.