Четвертый за полтора месяца губернатор возглавил отделение «Единой России». Вслед за челябинским Текслером, новгородским Никитиным и курским Старовойтом секретарем областной ячейки стал губернатор Рязанской области Николай Любимов. Политолог Константин Калачёв полагает, что за ними последуют и другие губернаторы, кроме тех, кого Кремль планирует отправить в отставку, или достаточно ресурсных для того, чтобы от этого союза с ЕР отказаться. Дмитрий Орешкин считает, что власть углубляет вертикаль на всех уровнях, а «Единая Россия» превращается в КПСС.

Губернатор Рязанской области Николай Любимов принял предложение секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака возглавить региональное отделение партии. С октября 2020г. он стал четвертым руководителем региона, взявшим на себя партийные руководящие функции.

Напомним, в октябре челябинское отделение ЕР возглавил губернатор Алексей Текслер, который вступил в партию лишь летом этого года; 4 ноября секретарем реготделения стал губернатор Новгородской области Андрей Никитин, который к этому времени был членом партии уже семь месяцев; 9 ноября губернатор Курской области Роман Старовойт вступил в ЕР, а уже через три дня возглавил областную ячейку. Теперь пришел черед Любимова.

Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты не сомневаются, что массовое привлечение губернаторов к партийной работе – часть подготовки партии и федерального центра к выборам в Госдуму в 2021г.

Политолог Константин Калачёв говорит, что в условиях снижения партийного рейтинга ставка ЕР на популярных губернаторов дает возможность его «приподнять». А персональная ответственность губернаторов за результат на выборах заставляет думать, что для получения нужного результата будет использован весь возможный инструментарий. Пользу от этих процессов получит и лично Турчак, считает политолог.

«Турчак делает все для себя правильно: если все больше губернаторов, включая модных теперь технократов, становятся его формальными подчиненными в партии, это дает возможность предъявлять им претензии по партийной линии, что повышает его капитализацию и собственный вес, – объясняет Калачёв. – И в этой логике борьбы за персональную субъектность Турчак совершенно прав, да и для Дмитрия Анатольевича Медведева как для лидера партии это тоже полезно».

Однако эксперт подчеркивает, что Турчак не сам принимает такие решения – для этого нужна поддержка политического руководства страны. «А это, в свою очередь, показывает, что «Единая Россия» является незаменимым инструментом [для действующей власти]», – добавил Калачёв.

«По сути дела, «Единая Россия» превращается в полноценную партию власти без всяких попыток скрывать обстоятельства, которые и так были очевидны для тех, кто находится внутри. Например, роль административной вертикали в партийных достижениях и то, что партия является местом сбора номенклатуры. Все совершенно открыто, без всяких вуалей: есть системообразующая партия власти, губернаторы несут ответственность за ее результат в регионах, и они теперь на алтарь победы кладут не только собственный рейтинг. Игры в какую-то конкурентность заканчиваются, власть перестает стесняться сама себя», – заключил политолог.

Политолог Дмитрий Орешкин расценил происходящие внутри власти процессы как попытку возвращения практик времен СССР. «Партия выстраивает вертикаль все глубже. В ельцинской Конституции было четко прописано, что местное самоуправление отделено от системы государственной власти, соответственно, мэры не должны были подчиняться губернаторам. Сейчас Путин выстраивает новую вертикаль, которая называется «публичная власть» и в которой муниципальное руководство, как в советское время, будет подчиняться региональному. А вступление губернаторов в партию – это совершенно органичное продолжение этого процесса. То есть они интуитивно или осознанно выстраивают советскую модель, которая привела Советский Союз к коллапсу. Но зато этой моделью легче командовать: сказано сверху – и все сверху донизу бросились исполнять. «Единая Россия» пытается сыграть роль КПСС. Получается у нее не очень красиво, не очень удачно и не очень эффективно, но это все предсказуемо», – рассуждает собеседник «Клуба Регионов».

На выборах в Госдуму у губернаторов-единороссов, по словам Орешкина, будет карт-бланш на «тотальный фальсификат»: «Они будут точно так же рисовать результаты, как в советское время рисовали отчеты о яйценоскости, удоям и прочим параметрам». Но чем больше окажется явка на этих выборах, тем сложнее будет даже при наличии такого карт-бланша обеспечивать необходимый результат, считает Орешкин. Он отметил, что доля подконтрольных власти военных и бюджетников составляет примерно четверть от всего электората, соответственно, при явке в 30% «даже фальсифицировать особенно не надо».

Константин Калачёв полагает, что к началу думской кампании в ЕР вступят или будут назначены руководителями ее отделений все беспартийные ныне губернаторы, кроме тех, кто подлежит замене, или достаточно ресурсных, чтобы от этого отказаться. «Например, если Собянин захочет отказаться, то сможет. Но это я утрирую», – добавил эксперт. Дмитрий Орешкин полагает, что формально связанными с ЕР окажутся все губернаторы, кроме «экзотов», представляющих другие партии, вроде представителя ЛДПР Михаила Дегтярёва в Хабаровском крае или коммуниста Валентина Коновалова в Хакасии.