2020г. в Уральском округе, помимо эпидемии коронавируса и голосования за поправки к Конституции, отмечен еще и отставкой полпреда Николая Цуканова, считает политконсультант Алексей Швайгерт, которого «Клуб Регионов» попросил подвести политические итоги года в УрФО. Эксперт также рассказал, чего уральским губернаторам стоит опасаться в 2021г., когда многим из них придется одновременно отвечать за выборы в Госдуму и в законодательные собрания.

Политический консультант Алексей Швайгерт одним из значимых политических событий 2020г. в Уральском округе считает отставку полпреда президента Николая Цуканова. «Если не брать такие глобальные события, как коронавирус и голосование по Конституции, которое в условиях пандемии стало вызовом для всех субъектов, я бы коснулся еще отставки Цуканова. Несмотря на то что обычно полпреды – это номинальные фигуры, этакие свадебные генералы, как ни крути, это представители президента, которые умеют мучить губернаторов и создавать неприятности или приятности. В этом смысле история с Цукановым для меня если не суперважная, то как минимум знаковая, учитывая, что год назад разразился скандал, когда оказалось, что его правая рука – это польский шпион, который с калининградских времен сливал ценную информацию. И этот скандал стал причиной отставки, которая просто была отдалена по времени», – считает эксперт.

Напомним, помощника полпреда Александра Воробьёва задержали летом 2019г. Его обвиняют в госизмене в пользу Польши. Воробьёв работал под началом Цуканова еще с нулевых, когда тот управлял городом Гусевым. После назначения Цуканова губернатором Калининградской области он стал его полпредом в органах судебной власти, а в 2015г. возглавил Агентство по имуществу Калининградской области.

Уход Цуканова, по словам Швайгерта, перезагрузил политическую ситуацию на Урале, ведь его сменил бывший губернатор Тюменской области, экс-министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев. «В связи с этим многие говорят, что [мэр Москвы Сергей] Собянин в очередной раз усилился в округе, ведь Якушев теперь уже как представитель президента здесь присматривает за «своими» губернаторами. Единственным представителем другого лагеря является губернатор Челябинской области Алексей Текслер, так что интересно, как сложатся их отношения», – продолжил собеседник «Клуба Регионов».

Акцентировать внимание на коронавирусе Швайгерт не стал. Он пояснил: «Самым главным для губернаторов было не проиграть в информационном поле, не дать негативу, страху и ужасу, который обуял жителей, конвертироваться в гнев против них, в их антирейтинг и недовольство властью всех уровней. Собственно, в этой парадигме они и жили, постоянно оглядываясь на решения федерального центра и щупая пульс своих избирателей. А кто как справился, пока сложно интерпретировать. Это все нужно вскрывать на фокус-группах в регионах. Мне кажется, у людей после этого года отложился очень большой массив эмпирических данных для будущих исследователей».

«Сказать о чем-то более значимом сложно, разве что напомнить, что в Курганской и Челябинской областях были выборы в законодательные собрания – там губернаторы совместили приятное с полезным, так что в новом выборном цикле они ждут только голосования в Госдуму. А вот в Тюменской, Свердловской областях, Ханты-Мансийском округе в 2021г. пройдут выборы в заксобрания, совмещенные с выборами в Госдуму, и им не удастся уклониться от синергетического эффекта шатания режима оппозицией», – продолжает эксперт.

На вызове будущего года Швайгерт остановился подробнее. Он отметил, что 16 партий получили право выдвигаться в Госдуму без сбора подписей, и на этом уровне региональные власти почти не смогут на них повлиять. Зато они смогут использовать свои ресурсы для корректировки состава участников на выборах в заксобрания. Но поскольку избиратель, по словам политконсультанта, в массе своей не различает уровни выборов и будет погружен в общую повестку, то, придя на участок, он будет искать условную «Партию пенсионеров» в двух бюллетенях. «И здесь вопрос: если он не найдет в числе участников выборов в заксобрание своего федерального любимчика, то кому он отдаст свой голос? И если на федеральном уровне протест будет канализироваться в разные партии, то на местном уровне, если политические вице-губернаторы не оценят этот риск, это может неожиданным образом конвертироваться в ту же КПРФ, которую избиратели оценивают как самую сильную партию в парламентской оппозиции уже долгие годы», – поделился своим мнением собеседник «Клуба Регионов».