Президент утвердил новый перечень KPI, которые лягут в оценку деятельности глав регионов. По мнению экспертов, из 20 пунктов ключевыми являются уровень доверия жителей к власти, численность населения региона и продолжительность жизни, уровень бедности и доля граждан, регулярно занимающихся спортом. Дополнительно глав субъектов будут оценивать по росту доходов населения, числу семей, улучшивших жилищные условия, качеству городской среды, экологии, эффективности поддержки талантливых детей и молодежи.
Эксперты центра «Юг» оценили, кому из северокавказских губернаторов будет сложнее соответствовать новым KPI, утвержденным президентом.
По мнению главного редактора РИА «Дербент», политобозревателя Милрада Фатуллаева, особенность глав регионов СКФО при выполнении президентских KPI – это необходимость сохранения межнациональной, межэтнической и межрелигиозной стабильности. Поэтому социальные проблемы могут быть немного отодвинуты. Второй по значимости станет проблема безработицы.
«Первое место в РФ по количеству безработных на 100 тыс. населения в России занимает Кабардино-Балкария. Рост за год – 40%. С пандемией ситуация значительно ухудшилась. Это трудности, с которыми столкнется Казбек Коков при исполнении списка KPI, хотя с экономикой у них неплохо, – говорит Фатуллаев. – В Чечне из-за высокой централизации власти сохранятся проблемы с привлечением инвестиций. Инвесторы всё еще боятся вкладывать в регион, где судьба средств зависит от одного человека».
Регионы Северного Кавказа – это высокодотационные субъекты, губернаторы которых не обладают достаточными ресурсами, чтобы кардинально менять ситуацию в той или иной сфере, но этого от них и не ждут, считает политолог Игорь Дулаев: «В прошлом году по всей стране было зафиксировано падение ВВП и доходов населения. Понятно, что регионы СКФО не исключение. Например, для главы Северной Осетии, а это депрессивный регион, именно эта проблема будет наиболее острой. Конечно, если будут федеральные трансферты, то доходы населения будут расти. Будет расти и социальная сфера. Отсюда получается, что именно количеством федеральных средств будет измеряться деятельность Вячеслава Битарова. Массу усилий от него потребует только привлечение инвестиций».
Милрад Фатуллаев согласен с тем, что все KPI для губернаторов республик СКФО нужно рассматривать в контексте налаживания их отношений с федеральными структурами. «Например, в Дагестане такие показатели, как рост зарплат, благоустройство территорий и как итог доверие к власти республики, а затем и страны, будут зависеть от того, насколько хорошо Сергей Меликов сможет наладить отношения с Москвой и какой авторитет у него сложится в республике. Если губернатор обладает хорошим авторитетом, способен повести за собой массы, организовать политику на месте, то Москве это очень нравится. Пока Меликову это удается, особенно с его реноме, а дальше все будет зависеть от реализации его обещаний», – пояснил Фатуллаев.
По его словам, потенциал для реализации социальных и инвестиционных проектов в республиках СКФО есть, но «практически не реализуется руководителями». «Каждый новый руководитель первым делом пытается переделать план социального развития территории. Например, в Дагестане опять вернулись к формуле-2025, в которой и раньше многие проекты заявлялись, но не были реализованы. Это общий тренд: заявляют, что делают, но на самом деле – нет», – отмечает эксперт.
Мало что из перечня KPI потребует минимум усилий глав северокавказских республик, считает политолог Анжела Матиева: «Например, глава Ингушетии Махмуду-Али Калиматов на этом посту уже два года, но ему досталось тяжелое наследие: проблем вагон и маленькая тележка. Самая главная из них – это доверие жителей республики к власти. Надо вернуть доверие. Как это сделать? Надо слушать и слышать народ, нельзя игнорировать тех, с чьим мнением считается народ и кого уважают в республике. Иначе это бесконечный общественно-политический кризис: власть сама по себе, народ сам по себе. Все остальное будет уже строиться на этом».
Напомним, в феврале администрация президента составит методику расчета показателя и ежегодно до 1 марта будет представлять главе государства соответствующий доклад.