Председатель ЦИК Элла Памфилова пригрозила создать «черный список» политтехнологов, использующих, как она выразилась, «грязные» и «гнусные» приемы. Представители цеха, с которыми поговорил «Клуб Регионов», идею не оценили. Они считают неправильным осуждать за методы, которые не нарушают закон, отмечая, что грамотные специалисты всегда могут использовать против грязной игры эффективные контринструменты.
«Что это будет за список, как он будет применяться? И главное, кто получит право вносить туда имена? Я пока не вижу ни юридической, ни морально-этической возможности для создания такого списка», – комментирует слова Памфиловой президент Российской ассоциации политических консультантов Григорий Казанков. Однако он признал, что «грязные», но не выходящие за пределы закона технологии на выборах используются, и бороться с ними нужно, но скорее в информационном поле. «Но надо сказать, что цех этим занимается. Соответствующие этические нормы разработаны, и многие коллеги абсолютно добровольно принимают на себя обязанность этим строгим и жестким нормам следовать. И мне кажется, что Памфилова в курсе, по крайней мере, коллег из ЦИКа о такого рода нашей деятельности мы информируем», – уточнил эксперт.
Заявление Памфиловой прозвучало во время обсуждения ситуации в Воронежской области, где против выдвиженцев от «Родины» на выборах в один из райсоветов выдвинули двойников – от одного до семи человек против кандидата. Глава Центризбиркома при этом признала, что данный прием не нарушает закона о выборах.
Григорий Казанков разделяет мнение о том, что технология «грязная», но сомневается, что к ее использованию обязательно приложил руку кто-то из политтехнологов, поскольку этот прием уже ни для кого не является секретом.
Политтехнолог Роза Абдулина считает, что если сам ЦИК не видит ничего противозаконного в регистрации однофамильцев, «то на этом можно ставить жирную точку». «Если мы делаем что-то, что кому-то кажется предосудительным, то я бы предложила отнестись к этому как к игре. Игре по правилам. Победителей не судят – это во-первых. Во-вторых, это делает кампанию интереснее, и здесь всё зависит от профессионализма каждой стороны. Если одна команда посчитала профессиональным зарегистрировать семерых кандидатов-однофамильцев – хорошо, но тот, против кого это использовано, тоже может использовать это в своей кампании. Здесь нет никаких строгих правил, не считая законодательства», – сказала она. Сама Абдулина считает позволительным использовать всё, что не запрещает закон: «Если для человека это не «зашкварно», то это его право. Делаете то, на что у вас хватает креатива. Кризиса жанра в истории с двойниками я не вижу, это стандартная история, которая происходит каждый год. На мой взгляд, это устаревшая технология, и я бы ее в своей кампании не использовала, но я не говорю за всех и не говорю «никогда», потому что всякое может быть. И в свое время я тоже к ней прибегала, потому что она достаточно эффективна. Вопрос в том, как на это смотрит другая сторона: может обыграть – молодец, неспособна – извините», – комментирует эксперт.
Политический консультант Виталий Сергеев рассказал, что он сам сталкивался с использованием технологии двойников в работе и всегда выигрывал, но «грязной» ее не считает, поскольку она не противоречит закону. «Конечно, я понимаю, что заявление [о черном списке] Памфилова сама сделала благодаря собственным политтехнологам, чьи фамилии тоже не мешало бы знать, потому что они-то как раз нарушают кодекс профессиональной этики и выступают за дискредитацию профессии», – продолжает Сергеев. При этом он полагает, что составление списка только поможет в продвижении политтехнологам, которые применяют эффективные законные средства.
Говоря о внутренних ограничениях в цехе, Сергеев обратил внимание на существование профессионального кодекса РАПК, за нарушения которого уже следовали разбирательства и «репрессии внутри профессионального сообщества». «Это несколько снижает возможность участия в профессии, все-таки на нашем рынке ценится репутация. Заказчик в резюме [от РАПК] видит, что этот человек нарушал законодательство и применял действительно грязные технологии: это могут быть угрозы родственникам [кандидатов], не говоря уже о том, если они переходят во что-то более опасное. Но у нас честное сообщество, и мы с этим не связываемся», – добавил политконсультант.