АПМ губернаторов, выдвигающихся на выборы от ЕР в 2024г., как и в прежние годы, практически не содержат никаких упоминаний партии. В интервью «Клубу Регионов» политтехнолог Алина Жестовская связала это с попыткой получить дополнительные голоса. По ее словам, в рамках кампании главы делают упор не на политической составляющей, а на образе «нормального мужика», в рамках которого выводят в паблик своих жен, при условии, что те не обязаны своей внешностью пластическим хирургам.
– Губернаторы в своей агитации ведут себя так, будто на дворе 2019 год, хотя тренд давно переломился. В чем сейчас причина того, что они до сих пор стесняются «Единой России»?
– На самом деле, от какой партии выдвинулся кандидат в губернаторы, следим только мы с вами. Для людей важнее, что «Москва поставила». Поэтому такое поведение логично, поскольку основной кандидат воспринимается как единый кандидат от всего населения. А идентификация себя с определенной политической силой как бы отсекает электорат других парламентских объединений. К примеру, у нас самые преданные избиратели у КПРФ, и для них зазорно голосовать за кандидата с шильдиком ЕР, а если этого шильдика нет – то вроде можно. Поскольку наши основные кандидаты поддержаны Москвой или благословлены лично Владимиром Путиным, то они в качестве основы кампании выбирают не партию, а образ хорошего хозяйственника или нормального мужика.
– Насколько такие образы соответствуют реальности?
– Старт любой кампании – это построение образа с опорой на исследования. Это не какая-то константа, образ идеального кандидата в глазах людей меняется. Но если образ не бьется с реальностью, то никакими АПМ это не исправить. А у нас с этим сложно, потому что среди региональных политиков остался минимальный процент людей, которые могут этот образ на себя натянуть и от и до его отрабатывать на публике. Но тут всё зависит не только от кандидата, но и от окружения, например, от жен. У нас сейчас в одном из регионов идет переизбрание губернатора, а его супруга, у которой свои звездные амбиции, будто делает всё, чтобы сшибить рейтинг своему мужу.
– Понимаю, о ком речь. Но не только у этого губернатора супруга публичная. Сейчас многие главы начали выводят жен в свет. Это тоже часть кампании?
– Это почти обязательный элемент кампании для губернатора, который живет не на две-три семьи или про которого сразу не всплывет, что он ездит на отдых с директором какого-нибудь департамента. Тем более, сейчас Год семьи. Но тут вообще любопытный момент: мы, избиратели, сами можем разводиться, изменять друг другу, но от политиков требуем быть идеальными семьянинами. Но не у всех политиков супруги готовы к публичности. Во-первых, честно говоря, не все они адекватные, во-вторых, сами семьи могут протестовать против этого, в-третьих, не всех жен не стыдно показать. Но при этом жена не должна быть красивой, она должна быть нормальной – без искусственных губ и груди, чтобы не вызывать отторжение ни у женщин, ни у мужчин. Красивая жена – это вообще угроза для рейтинга, поскольку голосуют в основном тетки, и когда они видят красивую женщину, то голосуют неохотно.
– Нормальный мужик – это очень человечный образ. Означает ли его постоянное воспроизведение, что именно человечности избирателям не хватает?
– Человечности и правда не хватает, особенно на фоне назначения технократов. Но сейчас и федеральный центр активно посылает сигналы губернаторам: «Вы не только нашу симпатию должны заслуживать и плановые показатели выполнять, но нужно и лично с электоратом работать». Для народа губернатор – это такой местный князь, который должен прочувствовать их боль, понять их и поругать тех, кто обижает народ, чтобы он озвучивал их мысли. И как только они это видят – то считают, что это человек умный и вообще молодец. На этом, кстати, свои кампании целиком строят коммунисты. Эту технологию можно и нужно применять, и некоторые губернаторы ее тоже успешно используют.