Алёна Булгакова может стать еще одним депутатом, чей путь в Госдуму проходит через Общественную палату РФ. Как стало известно ранее, Булгакова может выдвинуться в ГД по одному из одномандатных округов в Челябинской области при протекции губернатора Алексея Текслера. Ранее СМИ сообщали, что в Думу может быть выдвинута и политолог Дарья Кислицына, которая также является членом ОП.

Как подсчитал «Клуб Регионов», в нынешнем составе ГД всего 13 депутатов с бэкграундом ОП РФ. Это Мария Бутина, Владимир Гутенёв, Николай Долуда, Ольга Занко, Константин Затулин, Артём Кирьянов, Михаил Киселёв, Артём Метелёв, Евгений Нифантьев, Юлия Оглоблина, Светлана Разворотнева, Султан Хамзаев и Елена Цунаева. Все они входят во фракцию «Единая Россия».

При таком соотношении (13 общественников на все 450 депутатских мандатов и 314 мест во фракции ЕР) ОП сложно назвать кузницей кадров как для нижней палаты, так и для партии. Но ОП можно по праву назвать «филиалом» «политического холдинга» под названием «Единая Россия». ОП – это скорее фильтр, который отсеивает нужных ЕР людей, в том числе, по принципу лояльности. Можно было бы сказать, что партия отбирает лидеров общественного мнения (ЛОМов), раскрутка которых потребует меньше ресурсов, но на поверку это спорный тезис, ведь из 13 депутатов в одномандатных округах выдвигались лишь пятеро, остальные прошли по спискам.

Выводы КР отчасти разделяет политолог Павел Склянчук: «Статус члена ОП – это промежуточное звено для специалистов, которые тесно работают с внутриполитическим блоком администрации президента по разным направлениям. В этом смысле, их выдвижение в Госдуму связано с протекцией со стороны АП. Я бы сказал, что это не общественники в чистом смысле этого слова, а профессиональные политтехнологи и социальные архитекторы, которые по совокупности заслуг и набору компетенций доросли до того, чтобы избраться в Госдуму. А «Единая Россия» как государственная партия видит этих кандидатов и закономерно вводит их в свои ряды».

При этом Склянчук считает, что, учитывая официальный статус ОП, ее «представительство» в Думе нельзя назвать многочисленным:

«Как институт общественного контроля она переживает не лучший период. Мне как специалисту жалко, что она практически не дает заключения на законопроекты, которые рассматривает Госдума, хотя это единственный орган, представляющий гражданское общество, который в силу закона наделен официальным полномочием давать такие заключения. В принципе, ОП не сильна заметна на острие общественной дискуссии, здесь Совет по правам человека ее точно обходит – он мониторит основные проблемы. Конечно, 13 депутатов – это несоразмерное количество представителей».

Вместе с тем собеседник отметил, что члены ОП имеют другие общественные регалии и привязаны к разным организациям, что также имеет значение для развития общественной карьеры.

Алёна Булгакова в ОП возглавляет комиссию по общественному контролю и работе с обращениями граждан. Также она является исполнительным директором ассоциации «Независимый общественный мониторинг» – одной из немногих организаций, легально осуществляющих наблюдение за ходом голосования на выборах разного уровня в России. Как напомнил Павел Склянчук, НОМ появился в 2012 году после выборов в ГД в 2011 году: «Тогда было много спекуляций на тему фальсификации выборов. С тех пор создавался системный проект мониторинга за выборами, чтобы он не вызывал ни у кого сомнений». «Плюс, Булгакова курировала работу с наблюдателями на выборах за рубежом, поэтому ее [возможное] выдвижение в ГД – это наработанная годами оценка ее трудов», – добавил политолог.

Дарья Кислицына является первым зампредом комиссии по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре ОП РФ. С 2018 года занимает пост директора департамента региональных программ Экспертного института социальных исследований.