Регионы резко сократили законотворческую активность в части инициатив, которые выносятся на федеральный уровень, свидетельствует статистика. Политический консультант Александр Семенов в интервью «Клубу Регионов» отметил, что губернаторы для продвижения собственных законопроектов теперь предпочитают объединять усилия и действуют через Госсовет. Региональные депутаты же зачастую больше заинтересованы в отстаивании интересов местных бизнес-элит, поэтому федеральный уровень интересует их меньше, подчеркнул собеседник. По мнению Семенова, ситуация изменится с приходом в заксобрания ветеранов СВО.
 

– Чем можно объяснить добровольный отказ заксобраний от возможности влиять на федеральное законодательство в интересах своих же регионов?

– С одной стороны, тут проявляется тенденция на централизацию системы государственной публичной власти, укрепление вертикали. В этой ситуации многие региональные законодатели сознательно занимают пассивную позицию. С другой стороны, если основные законопроекты инициируются на федеральном уровне, то какой смысл в региональных парламентах? Каким образом они представляют и защищают интересы своих избирателей?

Я бы здесь обратил внимание на качество региональных депутатов: кто приходит в заксобрания, с какой целью? По большей части, мы видим там представителей региональных элит, то есть, финансово-промышленных групп, которые в первую очередь отстаивают собственные интересы на территории присутствия, а на федеральный уровень им лезть неинтересно.

Если мы хотим услышать голос регионов, то нужно стремиться к тому, чтобы депутаты заксобраний представляли широкие группы избирателей, а не интересы узких групп. В этом плане очень правильным является запущенный президентом Путиным тренд на то, чтобы в представительные органы на региональном и местном уровне шли участники СВО. Это как раз те люди, которые доказали, что они патриоты, и которые будут представлять интересы широких слоев избирателей, а не элитных групп. Собственно, поэтому мы видим много примеров противодействия этой федеральной установке. Думаю, в ближайшие два-три года этот конфликт будет расширяться, и для его решения нужна федеральная политическая воля.

В итоге, думаю, что с приходом в заксобрания ветеранов спецоперации активность в законотворчестве и работа в рамках Совета законодателей будет возрастать.

– При всем уважении к участникам СВО, составить законопроект не так-то просто, и далеко не все из них юристы…

– Поэтому и запущена программа «Время героев», чтобы готовить тех участников СВО, которые выберут карьеру государственных, муниципальных служащих, народных представителей, политиков. Этот процесс непростой, но в конце концов, нам надо определиться, кого мы хотим видеть в исполнительной и законодательной власти. Понятно, что без представителей элит там не обойтись, но нужно ведь и их переориентировать с их узких интересов, они должны понять, что времена поменялись.

– Часто инициаторами законопроектов регионального уровня или инициатив, которые выносятся на рассмотрение ГД, были именно губернаторы. Выходит, что они сейчас интересы избирателей тоже не очень-то выражают?

– У губернаторов помимо этого варианта есть другие. Запрос на голос регионов, их инициативу на федеральном уровне есть, мы видим это на примере обновления Госсовета и создания в нем новых комиссий, которые возглавили губернаторы. И если руководители регионов видят какие-то проблемы у себя, то они взаимодействуют с другими губернаторами для совместного продвижения законопроектов на федеральный уровень. Проблемы-то у регионов в основном идентичные. Предположу, что через Госсовет свои инициативы до федерального центра губернаторам доносить легче, чем через Совет законодателей.