Выступление президента Владимира Путина на заседании девятого Восточного экономического форума дает понять, что мы больше не ориентируемся ни на «хотелки» Запада, ни на помощь Востока, поделился мнением в интервью «Клубу Регионов» политолог Алексей Мухин. Россия переходит на экономику замкнутого цикла, и это предполагает инвестирование собственных ресурсов в свои регионы, заявил эксперт.
 

– Вы согласны с оценкой, что проекты, которые представил на ВЭФ президент Путин сейчас – более практичные по сравнению с теми, что звучали  в прошлые годы?

– В первую очередь президент сориентировал бизнес и государственный аппарат, которые помогают друг другу: бизнес платит налоги, а госаппарат снижает зарегулированность разных отраслей и предоставляет разные возможности при сложных внешних условиях. Президент четко дал понять, что является гарантом того, что это сотрудничество будет крайне продуктивным.

– В реализации даже больших проектов мы надеемся только на себя?

– Россия логистически и ресурсно слишком важная для мировой экономики страна, чтобы ее изолировать. Те, кто как мантру повторяют, что это удалось, они либо идиоты, либо очень наивные люди. В этой связи президент проговаривал, что мы должны исходить из реалий, а не из хотелок наших оппонентов. А реалии таковы, что мы наше нынешнее состояние используем как площадку для новых возможностей.

– Но опираемся на восточных партнеров или действуем автономно?

– В условиях вторичных санкций мы прекрасно понимаем их трудности. Поэтому опираться на них бессмысленно. Но мы пытаемся стимулировать у них прагматичное отношение к реалиям. И, судя по последним действиям Индии, Китая, Вьетнама, Индонезии, наши усилия встречают понимание и дают практический результат.

– К конкретным проектам хочется обратиться. Как изменит экономический и социальный пейзаж Сибири и Дальнего Востока автотранспортный коридор Петербург-Владивосток?

– Новая дорога, как и СМП, станет одной из основных артерий, которая свяжет Азию и Европу. И она безусловно важна для внутрироссийского развития: мы видим, как на торговых путях растут самые эффективные города, как осваиваются и заселяются территории. Именно поэтому еще в 2012г. Путин обратил внимание на комплексное развитие транспортных путей, и эти проекты начали реализовываться. На мой взгляд, президент не дал шанса своим оппонентам обвинить его в том, что он когда-либо терял над этим контроль. Да, не всё вовремя сдали, но для этого имелись в том числе и внешние основания, я имею в виду санкции, к которым Россия не была готова.

– Теперь мы готовы и будем двигаться в своем темпе?

– Мне нравится фраза президента о том, что трудности есть, но мы их преодолеваем. Это просто вопрос времени.

– Еще интересно про новые кампусы, которые предложил построить президент: в Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском, Чите, еще один во Владивостоке. На каких студентов мы при этом рассчитываем? На китайцев, индийцев?

– Прежде всего – на своих. Раньше было принято ездить поступать в Петербург или Москву, или в города на Юге России. Сейчас происходит более справедливое распределение, когда учиться едут в Омск, Новосибирск, Владивосток – в города, которые бурно развиваются и им нужны кадры. В этом смысле тренд, изменившийся в сторону Дальнего Востока, очень продуктивен. Это задел на будущее с точки зрения создания интеллектуального потенциала страны.

– Масса больших проектов, связанных с ДФО, озвученных сегодня президентом – тут и развитие энергетики, и добыча ископаемых, и запуск новых промышленных мощностей – может, наверное, вызвать ревность у сибиряков?

– Мы строим наш Дальний Восток не для азиатских стран, не для Китая, мы строим для себя. Россия, которая должна развиваться более равномерно – это стратегическая цель Владимира Путина и его команды, поэтому не надо ревновать. Если раньше ресурсы мы ждали извне и сами направляли вовне, то теперь мы переходим на экономику замкнутого цикла, и здесь всем хватит, тут непаханое поле возможностей и потенциала.