Политолог Павел Склянчук в своем телеграм-канале «Эксперт по Госдуме» обратил внимание на необычную форму законодательной активности регионов: Северная Осетия и Севастополь внесли совместный законопроект и тем самым «порвали законотворческий шаблон». В интервью «Клубу Регионов» Склянчук предположил, что для обеспечения успеха своих инициатив объединять усилия могли бы регионы с общими интересами – приграничные или, например, арктические.

– Общий законопроект Севастополя и Северной Осетии – это прецедент?

– В комментариях мне написали, что в 2021 году Мособлдума и Мосгордума вносили совместный законопроект об изменениях в КоАПП, и тогда это увенчалось успехом. Наверное, если покопаться, можно найти еще примеры, но, уверен, что для их перечисления хватит пальцев максимум двух рук.

Москва и Московская область очевидно имеют общие интересы, а что связывает Севастополь с Северной Осетией?

– Нужно сказать, что в России действует разветвленная горизонтальная сеть взаимодействия заксобраний субъектов, на федеральном уровне их объединяет Совет законодателей при Госдуме, в работе которого активное участие принимают и сенаторы. В рамках федеральных округов есть отдельные объединения: Парламентская ассоциация Северо-Запада, есть аналогичное объединение в Сибири…

В общем, нет никаких препятствий, чтобы такую практику расширять. Объединение вокруг такого рода инициатив будет увеличивать шансы на их принятие Госдумой. Что касается появления данного законопроекта, то, полагаю, имела место ситуативная коллаборация, возможно, на совместных мероприятиях выяснилось, что региональные депутаты разрабатывают схожие инициативы, и дальше было принято политическое решение их внести.

Также допускаю, что это могло стать отголоском практики, сложившейся в восьмом созыве Госдумы. Речь о многоавторских проектах, когда депутаты от всех фракций вносят совместные инициативы. Если депутатам и партиям так можно, почему нельзя регионам?

Кроме того, два года назад в регламенте Думы появилась норма, что, если концепция законопроекта затрагивает отдельные территории, то обязательно наличие заключений от этих регионов – позиции губернаторов и заксобраний. Допустим, вопросы, актуальные для приграничных регионов – Курской, Белгородской, Брянской областей – тоже могут быть поставлены перед Федеральным собранием совместно.

Брянская облдума сейчас внесла законопроект о праве субъектов самостоятельно определять порядок признания наступления обстоятельств непреодолимой силы. Это позволяет предпринимателям претендовать на корректировки, связанные с договорными отношениями, допустим, доказывать в суде, что они не исполнили свои обязательства в результате прилета беспилотника. Этот законопроект уже получил отрицательный отзыв правительства. Если бы его внесли несколько регионов, для которых это актуально, то, возможно, шансы на его принятие было бы выше.

– Сам законопроект Севастополя и Северной Осетии совсем не громкий – о профилактике безнадзорности и правонарушений совершеннолетних, это не самая хайповая тема. Если тренд продолжится, увидим ли совместные громкие политически значимые инициативы от регионов, или их совместная деятельность будет ограничена хозяйственно-административным направлением?

– Думаю, федеральный центр эти попытки сразу же пресечет, да и регионы в эти игры играть не будут.

– В теории, может ли совместное внесение законопроектов от регионов стать инструментом отведения негатива от Госдумы перед выборами 2026 года, когда спорные и неоднозначные предложения будут вноситься через региональные парламенты, которые вроде как будут делить ответственность за них.

– Такой технологический ход возможен. Но, на мой взгляд, система отношений, которая сложилась для инициирования резонансных законопроектов, останется. Это будет делать кто-то из депутатов.