«Проблемами КПРФ остаются имиджевый тупик, невозможность разрешить существующие внутренние противоречия и крайняя инертность кампаний. Она была на волне в нулевых, когда шло обновление, поменялось качество кампаний и вообще партия встала на новые рельсы. Но на них она и застряла, в дальнейшем изменений не было. Те, кто мониторит выборы, видит, что листовки КПРФ сегодня и десять лет назад ничем не отличаются, никакого креатива нет, а есть бесконечный повтор лозунгов и визуальных образов. А избирателей все-таки нужно привлекать новыми фишками», — рассуждает Кынев.

Партия не только не привлекает новый электорат, но и теряет его, в основном, за счет «образованных горожан либеральных взглядов», которые раньше поддерживали коммунистов, не глядя на их идеологию – для них это был способ проголосовать против власти, отдав при этом свой голос сильной партии. Но после начала СВО многое поменялось.

«Власть по сути дела реализовала все базовые идеи КПРФ – от внешней политики до прогрессивной шкалы налогообложения – и коммунисты утратили свою уникальность. Да, по некоторым позициям компартия занимает еще более ястребиные позиции, чем власть, но образованные горожане под их новыми лозунгами подписаться уже не могут. Поэтому КПРФ падает, и падает очень сильно, потому что это падение с высоких позиций. В среднем по ключевым регионам КПРФ потеряла примерно две трети голосов за последние три года», – пояснил эксперт.

Кынев отмечает, что большая часть тех, кто раньше голосовал за компартию, вообще перестали ходить на выборы. Остальные примерно поровну распределились между ЕР и оставшимися партиями парламентской оппозиции: ЛДПР, «Справедливой Россией» и «Новыми людьми».

«В общем, ситуация для КПРФ складывается тяжелая, партия себя пока не нашла. И если с этим ничего не делать, она будет падать дальше», – заключил собеседник «Клуба Регионов».