Регионы не испытывают проблем с формированием бюджета на 2025 год, несмотря на падение поступлений от налога на прибыль, сказал в интервью «Клубу Регионов» эксперт по межбюджетным отношениям, старший научный сотрудник РАНХиГС Александр Дерюгин. Накануне глава комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов заявил, что в 2024 году поступления от налога на прибыль росли примерно в десяти регионах, в остальных динамика была отрицательной и в следующем году ситуация не поменяется.

– Насколько серьезной для регионов является проблема, озвученная сенатором? Какой вообще у вас прогноз по региональным бюджетам?

– Ничего печального я не вижу. Да, налог на прибыль растет не сильно или даже снижается, зато сильно растет НДФЛ, причем в подавляющем большинстве регионов. В связи с тем, что у нас низкий уровень безработицы и нехватка рабочих рук (отсюда, кстати, и массовый завоз мигрантов), в частном секторе идет гонка зарплат, что толкает вверх фонды оплаты труда и НДФЛ. Так что даже в тех регионах, где бизнес вроде бы не должен активно развиваться – например, в Белгородской области, которую обстреливают, – там тоже большие темпы роста поступлений от налога на доходы физлиц. Поэтому по общему объему доходов региональных бюджетов никакого пессимизма нет.

И, кстати, вот эта гонка зарплат приводит к сокращению прибыли предприятий именно за счет повышения фонда оплаты труда. Поэтому в регионах одновременно идет рост НДФЛ и торможение роста налога на прибыль.

– Выходит, заявление Артамонова – это пессимистичная сторона медали, другая – оптимистичная?

– Как представитель региона он, естественно, говорит о проблемах. У сенатора работа такая – выбивать деньги у федерального центра. Не будет же он при этом говорить, как всё хорошо. 

– В целом вообще нет поводов для негативных прогнозов?

– Пессимизм у регионов может быть с указными категориями бюджетников, потому что указ президента от 2012 года о повышении зарплат бюджетникам никто не отменял [согласно документу зарплата врачей должна составлять 200% от средней по региону – Прим. КР]. Да, при формировании бюджета на 2024 год какая-то индексация предполагалась, но никто не рассчитывал на такой рост зарплат во внебюджетном секторе, как сейчас, поэтому по итогам года многие регионы те майские указы не исполнят. Но эта проблема носит технический характер. Что касается других расходов, то доходы бюджетов будут на хорошем уровне и все свои обязательства они, конечно, выполнят.

– Усилится ли в 2025-м финансовая зависимость регионов от федерального центра?

– Это могло быть в случае, если бы у регионов были проблемы с исполнением бюджетов и им требовалась бы дополнительная финансовая помощь. Но такого не будет. У Федерации, насколько я понимаю, основной приоритет сейчас – социалка и вооружение, а помощь регионам для нее не на первом месте. Но она, повторюсь, и не требуется, за исключением каких-то точечных примеров вроде Курской или Белгородской областей. Массового кризиса в связи с падением доходов региональных бюджетов нет.

– Существенной частью региональных расходов является поддержка участников СВО и в целом всё, что связано со спецоперацией. Субъекты с 2022 года научились составлять бюджеты так, чтобы это не ударяло по другим категориям населения?

– Все проблемы с социалкой, которые возникали вначале, регионы уже научились решать. Обычно во время кризиса сокращаются инвестиции во что-то. Кроме того, насколько я помню, у регионов достаточно большие кассовые остатки – это тоже источник финансирования расходов. Так что, какая-то подушка безопасности есть.

Кроме того, сейчас Федерация списывает большую часть долгов по бюджетным кредитам в обмен на инвестиции. Ну и по социальным расходом регионам предоставляются трансферты, соответственно, при увеличении числа получателей такой помощи объемы трансфертов увеличиваются.