Законодательная инициатива лидера СРЗП Сергея Миронова лишать депутатских мандатов за выход из партии не пройдет даже нулевое чтение, заявил «Клубу Регионов» политолог, доцент Финансового университета при правительстве РФ Алексей Мартынов. В то же время он высказал мнение, что это предложение Миронова обнажает «фобии» политика по поводу бегства людей из его партии, которых он сам туда набрал.
– Предложение Миронова – вброс ради хайпа или попытка остановить бегство ключевых фигур из партии?
– Это первое, второе и даже третье. История с императивным мандатом дискутируется с первого созыва Госдумы. Но в нашем законодательстве императивный мандат не предусмотрен. Конечно, Миронов недоволен, что у него люди бегут из партии и из фракции. А чего бы не бежать, если они не видят никаких перспектив для политического роста? Но императивный мандат здесь никакого особо не остановит.
Да, в списочной части люди голосуют за бренд, идеологию и возможности партии решать вопросы в интересах жителей. Действительно, участие «паровозов» позволяет по спискам пройти в депутаты зачастую совершенно неизвестным персонажам. Конечно, партия рассчитывает, что эти люди будут работать во фракции, и очень обидно, когда они из нее выходят. Но если мы говорим о депутатах, которые, пройдя в парламент по списку СРЗП, вдруг понимают, что они могли бы гораздо эффективнее работать во фракции ЕР, то кто может им это запретить? Считается, что такие действия депутатов на следующих выборах должен оценить избиратель.
– Инициатива Миронова получил поддержку в Думе?
– Кто, кроме него и части его однопартийцев может ее одобрить? Мне кажется, даже нулевое чтение она не пройдет.
– Только ли СРЗП страдает от депутатов-перебежчиков?
– Так или иначе это касается всех партий, поэтому разговоры об императивном мандате и идут с 90-х годов.
– Что скажете насчет одномандатников? Справедливо ли их выгонять из Думы при смене партии?
– Содействие партии в одномандатных округах весьма условное. Всё-таки в этих округах люди избирают не партию, а человека – своего личного представителя в органах власти. Во вторую очередь имеет значение, от какой партии этот политик. Поэтому мы наблюдаем тенденцию, что партии, которые собираются участвовать в парламентских выборах 2026 года, уже сейчас начинают между собой очень остро конкурировать за ярких политиков – личностей, которые могут побеждать в одномандатных округах. И из всех партий большее количество возможностей таким кандидатам предоставляет «Единая Россия».
В этом смысле понятны страхи руководства таких партий, как «Справедливая Россия», которые находятся на нисходящем тренде, что от них такие яркие люди уходят. И сегодня в СРЗП есть несколько ярких, интересных депутатов, в особенности, из числа одномандатников, которые явно не вписываются в эту оболочку и имеют возможности для роста, которые им может дать только сотрудничество с другой партией.
– Главный довод Миронова – в том, что депутаты, которые становятся перебежчиками, обманывают избирателей. Нельзя ли решить эту проблему путём более строгого отбора кандидатов для списков?
– Это не депутаты – обманщики, это партия – обманщица. И в данном случае Миронов говорит о себе. Это партия вносит кандидата в список, а партийный съезд их утверждает. И если в списках оказываются люди, которые затем ведут себя таким образом, то это проблема Сергея Миронова, который, насколько я знаю, такие вопросы лично решает.
Я, например, не знаю ни одной подобной истории в ЕР, не считая единственного случая, когда из фракции исключили депутата Марченко – одномандатника, который выступил против пенсионной реформы, опираясь на мнение и наказы избирателей в своем округе. И то, он до конца срока оставался внефракционным депутатом [в этом статусе он работает и в нынешнем составе ГД. – Прим. КР].