Исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов в интервью «Клубу Регионов» сказал, что именно сейчас в КПРФ наступил удачный период для экспериментов с руководством, однако полностью списывать 80-летнего Геннадия Зюганова «было бы неправильно». По словам эксперта, бессменный председатель ЦК стал частью бренда компартии, без которого часть избирателей от нее отвернется на выборах в Госдуму в 2026 году.
– Стоит ли ждать изменений в руководстве и курсе КПРФ по итогам съезда, который пройдет в 2025 году, накануне старта думской кампании?
– Разговоры о замене Зюганова идут с 1996 года – с его провала на президентских выборах. Хотя тут есть разные оценки, в том числе, что он тогда не проиграл. Разговоры о преемнике – это такой традиционный троллинг со стороны партии власти в отношении КПРФ, типа там деды засиделись. Но троллинг успокоился после возникновения крымского консенсуса, частью которого является и Зюганов, хотя иногда этот вопрос снова всплывает.
Но я думаю, что время [для замены] действительно пришло, у коммунистов сейчас хорошая ситуация, чтобы разобраться с первым лицом и будущим партии, и вообще, может, реструктурировать и перестать воспроизводить её как лидерскую, хотя наше население и любит партии с лидерами. В связи с СВО публичная политика поставлена на паузу, крымский СВО-консенсус перевел бронепоезд КПРФ на запасной путь, где как раз можно проводить эксперименты.
– Кто мог бы заменить Зюганова?
– Сергей Удальцов (внесен в перечень террористов и экстремистов РФ), который всю жизнь мечтал, что он будет его преемником, сейчас уже не мыслится в качестве такой фигуры. Да и сидит он. Я сейчас вообще не готов ни одного человека назвать, который мог бы сменить Зюганова. Мы читаем про разные группы внутри КПРФ, которые якобы борются за власть, но я не совсем уверен, что там всё именно так, как преподносят инсайдеры.
– Может ли сам Зюганов быть готовым к тому, чтобы остаться во главе партии при условии омоложения всех остальных функционеров?
– Тут можно воспроизвести вариант двуглавой системы в городах, когда есть мэр и сити-менеджер, и стать примером более современной и динамичной партии с транзитом ответственности за непопулярные решения на какого-нибудь генсека. Но это надо устав партии переделывать, а тут многое упирается в неповоротливую машинерию самой КПРФ.
– В каком варианте КПРФ может показать лучшие результаты на выборах в Госдуму в 2026 году: во главе с Зюгановым или с новым, молодым лидером?
– Нормально будет и то, и другое, при условии, что Зюганов сохранится в качестве «почетного президента». Коммунисты понимают, что для части электората Зюганов – это КПРФ, а если нет Зюганова, то что это вообще такое? Он – часть бренда партии, списывать его было бы неправильно. Думаю, до 2026 года исключать Зюганова не стоит.
Плюс есть еще такой момент, что партия находится в постоянной коммуникации с органами исполнительной власти. И есть вопрос, кто из людей, которых партия может предъявить в качестве новых лидеров, устроит внутриполитический блок?
– Насколько сильно влияния внутриполитического блока на процессы, связанные с заменой лидера КПРФ?
– Во внутреннюю жизнь партии администрация не лезет. Но согласования, думаю, происходят. Президент регулярно встречается с лидерами партий, думаю, что в АП заинтересованы, чтобы это были адекватные, договороспособные люди.