СРЗП может получить часть голосов активных жителей муниципалитетов низового уровня, недовольных реформой МСУ, предположил в интервью «Клубу Регионов» политолог Павел Салин, комментируя очередное выступление лидера эсеров Сергея Миронова против законопроекта Клишаса-Крашенинникова. Документ предполагает ликвидацию двухуровневой системы местного самоуправления, также он облегчит процедуру отставки мэров по инициативе губернаторов.

Законопроект был принят в первом чтении в январе 2022 года. Один из его авторов, депутат Павел Крашенинников ранее сообщил, что во втором и третьем чтении Дума рассмотри документ в рамках осенней сессии-2024.

– Выступая против данного законопроекта, кого Миронов пытается привлечь на свою сторону? Муниципалов, которые могут остаться без работы, или избирателей, живущих в поселениях первого уровня?

– Здесь достаточно редкая для современной России ситуация, когда интересы представителя системной партии совпадают с интересами хотя бы части электората. В ряде регионов упразднение двухуровневой системы уже произошло и в целом на доступности власти для рядовых граждан это сказалось негативно, хотя везде свои особенности. По моим наблюдениям, там, где это произошло, часть граждан недовольна, потому что то, что раньше можно было решать на локальном уровне, не решается, а власть действует в жестком административном порядке, ориентируясь на свои интересы. Упраздненный уровень местного самоуправления позволял в зародыше решать спорные вопросы вроде беспокоящих людей вырубок, застройки, потому что депутаты нижнего уровня реагировали на эти проблемы более активно.

И если говорить об обеспокоенности граждан возможными изменениями, то речь идет не только о политически активных людях, но и тех, кто реально пытается отстаивать свои гражданские права исключительно с социально-экономическими целями, без всякой политики. И что важно, это активная часть граждан, это в том числе лидеры общественного мнения, и эти люди также ходят на выборы. Так что это более ценная часть избирателей, и Миронов, наверное, рассчитывает на их голоса.

– Миронова интересуют только симпатии избирателей?

– ЕР всё равно, куда проводить своих людей: ну, упразднят советы и администрации низового уровня, они всё равно своими выдвиженцами и назначенцами на 90, а то и 99% укомплектуют другие органы власти. А СР обладает не такими мощными ресурсами, и ей проще под своим брендом проводить депутатов на менее капиталоемкие посты второго уровня. Так что Миронова и это беспокоит.

– Эти активные люди, на которых хочет опираться Миронов, они поймут все минусы реформы уже постфактум?

– Они заранее видят возможные проблемы. То же самое было, например, в Подмосковье, когда там в середине десятых годов ликвидировали низовой уровень. Тогда опасения граждан на 99% оправдались. Но тогда люди еще могли устраивать митинги против таких решений. Сейчас возможностей для легального протеста меньше, чем 7-8 лет назад, а инициатива СР как раз дает им такую возможность.

– Удастся ли Миронову донести до этой активной части граждан, что это он – защитник их интересов?

– А это уже вопрос медийных ресурсов. Поскольку власть осознает, что эта инициатива может породить социальное напряжение, то точки кристаллизации этого напряжения, особенно на федеральном уровне, она постарается нейтрализовать. Поэтому есть вариант, что Миронову просто запретят продолжать эту активность. Но если не запретят – то вопрос к пиарщикам эсеров. В принципе, ресурсов для этого нужно не так много, но не факт, что и они у СР есть. Это не КПРФ с их широкой низовой сеткой. Вот если бы коммунисты выступили против – они бы через свою широкую сетку эту информацию до мест в большинстве регионов бы довели.