Губернаторы готовы к корректировке критериев, по которым их работу будут оценивать в АП, считает политолог Алексей Мухин. В интервью «Клубу Регионов» он поделился мнением, что инициатива положить в основу KPI измерение социального самочувствия и отношения к власти в регионах направлена на борьбу с попытками манипуляций общественным мнением со стороны губернаторских пиар-команд.

Сейчас по ряду показателей главы регионов отчитываются статистическими цифрами, в то время как в АП хотели бы знать, как изменения на местах оценивают сами жители. Последний раз KPI для губернаторского корпуса обновлялись в 2021 году. Тогда было зафиксировано 20 параметров для оценки работы руководителей регионов.

– Идея добавить в критерии оценки эффективности губернаторов результаты соцопросов вызвана тем, что в АП видят расхождения между отчетами и реальностью?

– Безусловно, эта инициатива носит корректирующий характер. Публичные сведения об этом [результатах соцопросов] должны устранить противоречия между той работой, которую проводят пиар-команды губернаторов, формируя общественное мнение, и реальным отношением населения к начальству и тому, что делает власть.

– Вы говорите о публикации данных. Можно рассчитывать на то, что результаты социсследований окажутся в широком доступе?

– В этом и смысл, чтобы это было публичным, и пиар-команды не могли манипулировать общественным мнением и данными об общественном мнении. Если это не будет «биться» с общей социологией, тогда возникнут вопросы.

– Выборы разве не являются самым серьезным соцопросом о качестве работе власти и отношении к ней?

– Да, но они редкие, всего раз в пять лет. А социология нужна регулярно, чтобы видеть динамику и вовремя что-то исправлять, чтобы через пять лет не оказалось так: «Ой, а что это у нас всё плохо?».

– Какие санкции будут применять к губернаторам, у которых данные будут расходиться?

– Сначала это будут персональные разговоры, будут ставить на вид и просить так больше не делать. Затем, я так понимаю, будут писать представления и докладные записки. А уже после этого последуют кадровые выводы.

– Губернаторский корпус готов к введению новой системы оценки своей работы?

– Думаю, да. Их в школе губернаторов этому и учат – не заниматься манипуляциями в публичном поле, а действовать настоящим образом и в обязательном порядке иметь обратную связь с населением. Насколько я понял, их учат тому, что губернатора можно «пощупать». Для населения важно, когда есть представитель власти, с которым можно поговорить и предъявить претензии.

– Какие инструменты, кроме добросовестной работы, есть в запасе у глав регионов, чтобы влиять на результаты соцопросов?

– Это очевидно: нужно говорить с людьми и уметь обобщать претензии населения, чтобы исправить ситуацию. То есть, не реагировать на отдельные претензии, которые часто носят субъективный характер, а уметь обобщать их и менять тренды, а не суетиться.

– Хождения губернаторов в народ станут интенсивнее?

– Не обязательно «хождения». Есть разные форматы общения: в соцсетях, на прямых линиях, пресс-конференциях, это еще и выезды на места с неожиданными проверками, в общем, форматов множество.