Заседание президиума Госсовета должно помочь субъектам РФ в решении одной из главных проблем, которая угрожает формированию их будущих бюджетов, считают опрошенные «Клубом Регионов» эксперты. «Снижение долговой нагрузки на регионы, реструктуризация долгов, их рефинансирование – это то, что губернаторов волнует сейчас в наибольшей степени», – отмечает Константин Калачев. Вместе с тем, главы регионов обычно «ловят признаки того, чего хочет президент», что может помешать им откровенно озвучить свою позицию, – полагает Леонид Смирнягин.
Во вторник Владимир Путин проводит заседание президиума Госсовета, главными темами которого заявлены вопросы повышения устойчивости бюджетов субъектов в условиях кризиса, в том числе меры по сокращению в 2015г. долговой нагрузки на регионы.
Напомним, с 25 октября прошлого года в состав обновляемого каждые шесть месяцев президиума входят губернаторы Московской, Волгоградской, Новосибирской, Челябинской, Архангельской областей, Пермского и Хабаровского краев, глава Дагестана и руководитель Севастополя.
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев отмечает, что главная проблема регионов сегодня – это несбалансированность бюджетов, которая приводит к полному непониманию, где брать деньги на новые расходы. «Регионы брали кредиты на исполнение майских указов, а потом выяснилось, что они не могут сохранить пригородное ж/д сообщение», – привел пример эксперт. По его словам, бюджетные проблемы усугубляются тем, что в России «катастрофически мало» регионов-доноров.
На этом фоне, считает Калачев, нужно не только вести работу по оптимизации и сокращению расходов, но и «как-то определяться» с накопленными долгами. «Очевидно, что снижение долговой нагрузки на регионы, реструктуризация долгов, их рефинансирование, возможно, сокращение долгов – это то, что регионы волнует сейчас в наибольшей степени», – подчеркнул политолог. Вместе с тем он обратил внимание, что долги бывают «плохие», когда деньги были взяты на «латание дыр», и «хорошие». Примером региона с таким «хорошим» долгом эксперт считает Калужскую область, которая пустила заемные средства на создание инфраструктуры, технопарков и привлечение инвесторов, и «понятно, что область не виновата в том, что в стране случился кризис и ухудшилась инвестиционная активность». «Какие-то шаги навстречу регионам должны быть», – уверен Калачев. Однако для того, чтобы понять, будет ли это движение встречным, нужно узнать, «что по этому поводу скажут губернаторы».
Говоря о позиции губернаторов, политолог, профессор географического факультета МГУ Леонид Смирнягин выразил опасение, что они, будучи сильно зависимыми от Кремля, «будут ловить признаки того, чего хочет президент». Вместе с тем эксперт надеется, что руководители субъектов поведут себя достаточно «боевито», потому что «им есть, что сказать, и гораздо более суровые слова, чем от них можно ожидать»
С другой стороны, Смирнягин ожидает «больших изменений в поведении центра». Он отметил, что многие важные для регионов предложения «давно бродят и по Минфину, и по Минэкономики». Среди них эксперт назвал проблему с регистрацией прибыли предприятий, филиалы которых находятся в разных регионах страны – «на этот счет есть совершенно четкие требования налогового кодекса, но с этим абсолютно никто не считается». «Что-то надо делать с налогом на имущество, – считает Смирнягин. – В западных странах это огромный источник денег для местных и региональных властей». Однако «самой ценной» мерой, по словам эксперта, была бы передача как можно большей доли налога на добавленную стоимость в регионы. «Но на это надеяться вряд ли можно, однако заявить об этом стоило бы», – полагает Смирнягин.
Руководитель челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов полагает, что в настоящий момент существуют два варианта развития отношений федерального центра и регионов. Первый – сохранение статус-кво, при котором вся финансовая ответственность останется на Кремле. В этой ситуации он должен будет найти и задействовать инструменты, которые позволят минимизировать в ближайшей перспективе коммерческую задолженность субъектов, чтобы она не стала угрозой для формирования региональных бюджетов в последующие годы. «Второй сценарий, который возможен – дать регионам больше полномочий и свободы действий по финансированию и налогам. Это позволит им вырабатывать алгоритм отношений с бизнес-сообществом, который обеспечит активизацию бизнес-сообществ и увеличение поступлений в областные бюджеты», – сказал эксперт. При этом он считает, что федеральный центр, скорее, пойдет по первому пути, однако «второй сценарий будут держать про запас».