Президент Владимир Путин намерен провести специальное совещание по развитию арктических территорий и Севморпути, а пока поставил задачу снизить тарифы на ледокольную проводку грузов по СМП. Политконсультант, автор телеграм-канала «Смыслы и Стратегии» Станислав Корякин в интервью «Клубу Регионов» предположил, что данный месседж адресован в первую очередь «Росатому», но чтобы понимать, как его реализовывать, для начала следует определиться, СМП – это бизнес или стратегический проект с госрегулированием.

– Президент ведь не первый раз поручает усилить работу по развитию СМП. Только ли высокие тарифы на проводку судов мешают этому?

– Севморпуть – это одно из стратегических преимуществ нашей страны. С учетом периодических сбоев на Суэцком канале, СМП – это хорошая альтернатива для доставки грузов. Теоретически, это даже быстрее, но практически это зависит от многих факторов, в том числе, от ледовой остановки. Сегодня можно говорить о том, что СМП имеет перспективы, но пока еще не вышел на тот уровень, чтобы быть однозначно интереснее других путей.

В текущей ситуации СМП – это не просто хорошее предложение для других рынков, но стратегическое оружие страны, ведь мы по нему можем доставлять множество не только гражданских грузов. Неслучайно американцы пытаются создавать ледоколы, похожие на российские, и периодически проводят какие-то учения в арктической зоне – все понимают глобальный вес этого маршрута.

На мой взгляд, главная задача сейчас в том, чтобы понять: СМП – это бизнес или стратегически необходимый маршрут, где необходимо госрегулирование. Вот это ключевая развилка.

– С этим наши руководители разве не определились?

– Декларируется, что это стратегический маршрут, и государство в него максимально вкладывается и регулирует. Но, вот, например, автодороги, как и СМП, решают вопрос транспортной связанности страны, но у нас их развивают как бизнес – там есть платные участки. Но СМП от дорог резко отличается тем, что такого количества имеющих возможности по нему передвигаться нет. Поэтому снижение стоимости на проводку судов, на мой взгляд, – это такой сигнал о том, что нужно повышать производительность, из которой складывается стоимость доставки грузов.

– Как физически выполнить поручение о повышении производительности? Обязать госкомпании и бизнес использовать СМП?

– Задачу загрузить СМП любыми путями, наверное, будут выполнять, но всё равно все считают деньги. Скорее всего, придется повышать эффективность логистики, чтобы сборные грузы появлялись. Ключевым игроком в этом проекте является «Росатом», ему эту задачу и придется решать.

Лично я бы развивал привлекательность СМП не только для крупных форм, но на незамерзающих участках развивал бы туризм. Конечно, он не будет массовым, но люди туда идут, я знаю, что организуют маршруты из Нарьян-Мара на Новую Землю, я лично организовывал «Большую Арктическую Регату» из Петербурга в Мурманск и обратно. В общем, движение есть, но оно обставлено такими сложностями, что каждый прошедший этот путь – герой. Нужно делать СМП доступнее, не на словах, а малыми шагами: обеспечить береговую инфраструктуру, как-то снизить пристальное внимание ко всякому плавающему по воде со стороны пограничников. И когда это будет, то объем перевозок вырастет в том числе за счет малых форм.

– В какой степени пожелания президента по СМП адресованы еще и губернаторам? Должны ли они быть инициаторами каких-то связанных проектов?

– Губернаторы должны отвечать на стратегические вызовы, но и их инициативы у них никто не отнимал. Но тут надо понимать, что есть губернаторы, регионы которых очень плотно связаны с развитием северной логистики, и их роль выше. Так что, губернаторам послание тоже адресовано, но транспортная инфраструктура все-таки не в их руках, а «Росатома», Минтранса… В общем, если регионы смогут что-то предложить и, главное, сделать, тогда они супер-молодцы. А если ничего не предложат – то и ладно.