При проверке расходования средств, выделенных РЖД из Фонда национального благосостояния на модернизацию Транссиба и БАМа, Счетная палата обнаружила ряд нарушений. Так, из 50 млрд руб., перечисленных из ФНБ в марте 2015г., к январю 2016г. РЖД освоила только 3,7 млрд. Остальные средства были размещены на счетах в банке ВТБ, за что РЖД по итогам года получила прибыль в виде начисленных процентов в размере 4,2 млрд руб.

Счетная палата проверила расходование средств, выделенных из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на модернизацию БАМа и Транссиба. В ходе проверки выяснилось, что значительная часть работ оплачена, но не выполнена, пишут «Ведомости».

Общая стоимость работ на обеих магистралях была оценена в 554,1 млрд руб. Средства РЖД составляют 302,2 млрд руб., 104,2 млрд руб. запланировано выделить из федерального бюджета, 147,7 млрд руб. – из ФНБ. Эти деньги должны быть освоены до 2019 г.

В 2014 г. РЖД провела тендеры на реконструкцию двух крупнейших железнодорожных магистралей Сибири, в результате чего 88 объектов, назначенных к модернизации, должны были получить финансирование из ФНБ. Однако к концу 2015г. договоры были заключены только на 73 объекта. Причем часть из них к этому моменту не имела проектной документации и разрешения на строительство.

Несмотря на это, первый транш из ФНБ в размере 50 млрд руб. поступил в марте 2015г. К началу 2016г. было израсходовано меньше 10% этих средств (3,7 млрд), а на остаток, который всё это время хранился на счете РЖД, банк ВТБ начислил 4,2 млрд в виде процентов.

Также, по данным Счетной палаты, один из подрядчиков – «РЖДстрой» (дочерняя компания РЖД) – не выполнил значительную часть договорных обязательств при реконструкции станции Мегет Восточно-Сибирской железной дороги. Работы стоимостью в 437 млн руб. должны были закончиться до 31 октября 2015 г., но к 30 ноября 2015 г. на объекте освоено всего 24,2 млн руб. (5%). Реконструкция мостов на Восточно‐Сибирской железной дороге стоимостью 47,4 млн руб. должна быть завершена в октябре 2015 г., однако объект не был сдан даже к моменту проверки Счетной палаты.

Специалисты СП также обнаружили, что часть контрактов была заключена на сумму, которая превышала стоимость работ, обозначенную по тендеру. Та же компания «РЖДстрой», выигравшая тендер на реконструкцию мостов на ВСЖД стоимостью 69,2 млн руб., наняла субподрядчика, который был готов выполнить работу за 62,1 млн руб. Но затем договор был расторгнут и перезаключен с другой компанией, которая оценила стоимость своих услуг в 71,1 млн руб.

Кроме этого, в ходе проверки были установлены факты выплаты аванса подрядчикам, хотя это запрещено распоряжением самой РЖД.

К примеру, компания «Трансюжстрой» в 2014г. заключила договор подряда с РЖД, одним из условий которого была выплата аванса в течение 30 календарных дней с даты его подписания. В итоге «Трансюжстрою» из средств ФНБ авансом было перечислено 1,5 млрд руб. При этом по итогам 2015г. компания выполнила работ только на 565,7 млн руб., что подтверждается актами приемки, заключает Счетная палата.