Исследование Комитета гражданских инициатив показало, что доля партий, выдвинувших кандидатов в Госдуму, в этом году ниже, чем во время предыдущих думских выборов. В докладе также говорится о резком снижении числа самовыдвиженцев по сравнению с выборами 1999 и 2003гг. Эксперты отмечают, что партии, не имеющие парламентской льготы, не стремятся участвовать в выборах, и нынешняя система может привести к их ликвидации в будущем.
Доклад о выдвижении и формировании партийных списков на выборах в Госдуму подготовил Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина. Авторы документа отмечают, что доля партий, выдвинувших кандидатов в Госдуму, в этом году ниже, чем во время предыдущих думских выборов.
По их словам, право выдвинуть кандидатов в депутаты на выборах в этом году имели 74 партии. Воспользовались этим только 25 партий, при этом пять из них списки не выдвинули.
Все 14 партий, имеющих право участвовать в выборах без сбора подписей, выдвинули свои списки. Из оставшихся 60 только восемь партий (13%) смогли составить общероссийские списки. «Число участников выборов уже на этапе выдвижения меньше уровня выборов 1993, 1995, 1999 и 2003 годов (при том, что формальное число партий больше, чем в 2003 году), но больше уровня выборов 2007 и 2011 (эпохи наиболее жестко ограниченной конкуренции и управляемой партийности)», – говорится в докладе.
Низкую активность партий эксперты связывают с обязанностью большинства из них собирать подписи. При этом правила сбора и проверки подписей ужесточены, а сам сбор приходится на время отпусков.
Эксперты КГИ также говорят о резком снижении числа самовыдвиженцев по сравнению с выборами 1999 и 2003гг.
В то же время в докладе отмечается, что «Единая Россия» при формировании партсписков продолжает практику «паровозов», хотя по сравнению с предыдущими выборами таких кандидатов стало меньше. Единороссы также стали осторожнее подходить к «перебрасыванию» кандидатов из региона в регион. Другие парламентские партии «проявляют волюнтаризм при формировании списков» и зачастую не учитывают интересы регионов.
Подводя итоги исследования, эксперты подчеркивают, что, с одной стороны, по сравнению с 2007–2011гг. в 2012–2013гг. стало больше возможностей появления на выборах новых политических фигур, а с другой – фактически новая система начиная с мая 2014г. «всё сильнее воспроизводит монопольное положение нескольких партий, успевших закрепиться за краткий период 2012–2013 годов, препятствуя появлению и развитию новых политических проектов и неизбежно постепенно стимулируя их ликвидацию».