Автор канала «Эксперт по Госдуме», политолог Павел Склянчук сказал в интервью «Клубу Регионов», что региональные депутаты всё чаще отказывают себе в праве влиять на федеральное законодательство, а губернаторы теперь находят другие, более эффективные пути для внесения законопроектов в Госдуму.


Регионы резко снизили объем законодательных инициатив, направляемых в Госдуму. По данным канала «Эксперт по Госдуме», в 2022 году в Совет законодателей для предварительной экспертизы субъекты внесли 293 проекта федерального закона, в 2023 году – 190, а с января по август 2024-го – всего 134. При этом за последние два года до внесения в Госдуму доходило в среднем 50 законопроектов.

Если копнуть глубже, то тенденция на снижение региональной активности на поле федерального законотворчества началась ещё раньше – с середины нулевых. Рекордным на законопроекты от региональных заксобраний стал четвертый созыв Госдумы (2003-2007гг.), когда их доля составила более 40% от всех внесенных инициатив. Во все последующие созывы доля региональных инициатив, внесенных на рассмотрение думцев, постоянно снижалась, как и их число, не считая всплеска во время пятого созыва (2011-2016 гг.). Но в ту пятилетку принтер вообще работал на полную: было внесено больше 7 тысяч законопроектов, хотя до этого за созыв вносилось в среднем 4,4 тысячи законопроектов.


– Вы пишете, что тенденция на снижение количества региональных законодательных инициатив наметилась после принятия поправок в Конституцию...

 – С 2020 года, когда были приняты поправки и появилась единая система органов публичной власти, видно резкое снижение объема законопроектов, вносимых в Думу из регионов. Может, это просто совпадение, после – не значит вследствие, но тенденция очевидна. При этом надо сказать, что отклонение инициатив региональных заксобраний депутатами Госдумы – это уже многолетняя практика.

– Вы, как эксперт, какие видите причины снижения числа региональных инициатив?

– За последние три года губернаторы стали использовать не такие очевидные инструменты регионального лоббизма, как внесение законопроектов через заксобрания. Они пользуются усилением площадки Госсовета, добиваясь поручений профильным министерствам. В таком контексте региональным заксобраниям ничего не остается, кроме как инициировать заранее непроходные поправки, либо поправки, которые не имеют для губернатора серьезной политической значимости.

– Выходит, губернаторы стали мудрее и нашли более надежные пути для реализации законодательных амбиций?

– Это накладывается на тенденцию, когда в губернаторский корпус стали приходить чиновники с федеральным бэкграундом, которые знают, как правильно согласовать законодательные решения, и понимают, что публичность в этом деле может только навредить. Что лучше сначала договориться через комиссии Госсовета или на встречах с министерствами, а потом уже технически реализовать поправки в федеральный закон, если это сочтут необходимым, нежели с шашкой наголо убеждать своих региональных депутатов вносить законопроект и надеяться, что он пройдет обсуждение. Есть ощущение, что субъекты как будто разочаровались в способности законодательного федерализма. 

– Похоже, что это девальвирует роль заксобраний. Каков ваш прогноз?

– Совершенно точно, девальвирует. Региональные парламенты – важный элемент законодательной вертикали власти. Госдума часто привлекает их к пленарным заседаниями по видеосвязи, в Совфеде проводят встречи с региональными депутатами, но при этом региональные депутаты самостоятельно отчуждают [у себя] право инициировать проекты федеральных законов. Думаю, мы и дальше будем наблюдать снижение законодательных инициатив от этих органов, девальвирование статуса Совета законодателей и усиление других институтов, прежде всего Госсовета и сенаторов.

 

А региональные депутаты так и будут возиться в песочнице: заниматься элитными разборками, распределением мест между представителями бизнеса и дележкой партийных квот. Но с точки зрения политической системы страны всё это мелко, от них хочется видеть критический анализ федеральных законов и предложения по их корректировке.

На фоне всего исключением из правил стало Госсобрание Башкирии. Оно является лидером по законотворческой активности. А объяснение этому – федеральный опыт главы республики Радия Хабирова, который был замначальника управления внутренней политики АП и взаимодействовал с федеральными собраниями. Он эту кухню понимает и, скорее всего, дал установку «Давайте, инициируйте хоть что-то».

– Мне казалось, это объясняется тем, что национальные республики долго находились на особом положении и у них осознание своей значимости и возможностей выше, чем у «рядовых» регионов.

– Это тоже имеет место. К примеру, единственные, кто дал замечания в своем отзыве на налоговую реформу – это Госсовет Татарстана. Все остальные просто под штамповку поддержали, без какой-то рефлексии.