Большинство губернаторов российских регионов поддержали планы федеральных властей по переводу школ на односменную работу. Первый зампред комитета Госдумы РФ по образованию Олег Смолин отмечает, что роль региональных властей в реализации данной инициативы должна быть основной, однако в условиях кризиса в этой работе могут возникнуть сложности.
«Если говорить о переводе школ на обучение в одну смену, то нужно помнить, что есть соответствующее поручение президента России. Сейчас регионы стараются его исполнить. Но при этом надо иметь в виду, что в России в послесоветское время было закрыто 25 тыс. обычных школ и примерно тысяча вечерних. Получается, что сначала школы закрывали, а теперь их собираемся строить. Хотя закрывали в основном в селе, а строить в основном придется в городе, хотя и не только в городе.
Конечно, односменная работа школы гораздо удобнее с точки зрения организации внеурочной работы с детьми, дополнительного образования, групп продленного дня, школы полного дня и так далее. Поэтому задача правильная и логичная. Хотя я не знаю, является ли она самой главной для современной российской школы.
При этом по заключению комитета по образованию Госдумы на перевод школ на односменную работу в бюджете практически нет денег. Деньги есть только в резервном фонде президента и правительства. В каком объеме они будут выделяться, понять почти невозможно. Это плохо, потому что субъекты РФ должны планировать софинансирование по строительству школ, а сделать это при отсутствии четкой программы и ясных финансов практически невозможно. Поэтому задача поставлена правильная, но я боюсь, что при данных ресурсах в ближайшее время она реализована не будет.
Роль региональных властей в реализации этой инициативы должна быть основная, если бы у региональных властей были ресурсы.
Я только напомню, что 73 региона РФ – это глубокие должники. Причем, во-первых, долги регионов стали расти после появления майских указов президента. Поскольку из федерального бюджета на их исполнение либо не выделялось средств, либо выделялось, но недостаточно.
Во-вторых, на начало 2014г. долги регионов составили порядка 1 трлн 300 млрд руб. Сейчас, по данным Счетной палаты, 2 трлн 140 млрд руб. По данным думского бюджетного комитета, порядка 3 трлн. То есть регионы должны пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что, поскольку социальных обязательств у них становится все больше, а денег на их реализацию все меньше. На мой взгляд, реализация майских указов предполагает другую финансовую политику по отношению к регионам.
Когда у нас были деньги, мы их не отдавали регионам, а вкладывали в иностранные ценные бумаги. Теперь денег нет, но многие страны в таких условиях шли на увеличение бюджетного дефицита и государственного долга, поскольку затраты государства на образование в кризисную эпоху не должны сокращаться, а должны расти. Они должны расти по двум причинам. Первая – когда кризис закончится, нужны будут кадры. Вторую причину можно назвать политической: в период кризиса старшеклассников и студенческую молодежь крайне желательно держать в аудиториях и классах, а не отправлять на улицы без возможности получить работу».