В Сибири на основе ассоциации регионов «Сибирское соглашение» может появиться Агентство развития Сибири, заявил новый полпред в СФО Сергей Меняйло. В чём не прав бывший глава Севастополя, а также об «административном восторге» нового сибирского полпреда «Клубу Регионов» рассказал политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

«Господин Меняйло путает два понятия, причем путает, скорее всего, совершенно искренне. Потому что ассоциация регионов – это не агентство по развитию макрорегиона. Это союз губернаторов – людей с деньгами, например, для реализации общего проекта, для привлечения инвестиций. Да, этот союз, как в случае с ассоциацией Северного Урала, где ключевое место занимает Ямал, может нанимать экспертов, создавать экспертные структуры, если сил и средств хватает. Но это не главная цель ассоциации межрегиональных союзов. У них нет цели написать программу, это сугубо практические структуры. Насколько они реально работают – это другой вопрос.

Это не значит, что точно не надо создавать агентство, – это просто разные истории. Теперь что касается агентства. Вообще-то у Меняйло есть аппарат полпредства, и, насколько я знаю, экспертные структуры можно создавать напрямую при полпредстве. Зачем для этого отдельное агентство, какими будут его правовой статус и механизмы финансирования? Меня немного пугает то, что Меняйло говорит об ассоциации. Он, может, с регионов хочет деньги на реализацию деятельности агентства получить? Но поскольку наш Сибирский округ все-таки не включает в себя Югру и Ямал, то сделать это будет непросто, поскольку хорошо, имея их, деньги тратить на исследования, и очень трудно – имея целый ряд депрессивных регионов. Поэтому если Меняйло видит источники финансирования агентства в бюджетах регионов – то это тупик. Если же он собирается финансировать это за счет привлечения каких-то внешних источников, пойти к бизнесменам и в качестве очень высокопоставленного чиновника сказать: «Ребята, дайте, потом вам это пойдет в плюс», то тогда это возможно. Но в этом случае встает два других вопроса. Первый: почему для этого нужна отдельная структура? Хотя и здесь ответ понятен, потому что привлекать благотворительность на работу полпредства – это было бы уже совсем смешно. Второй вопрос: что дальше? Вполне допускаю, что прекрасные эксперты напишут программу развития, но ведь центральная Сибирь – это регион, в который надо очень много вкладывать, но туда по причинам транспортным и инфраструктурным никто из иностранных инвесторов особо лезть не хочет. Поэтому встает вопрос: будет «дорожная карта», а что дальше?

Мы вообще страна «дорожных карт». У нас есть целое Агентство стратегических инициатив при правительстве, которое их делает. Но у этого агентства хотя бы есть попечительский совет в лице первых лиц государства, там есть административный ресурс. А наши полпреды не обладают таким уж большим влиянием на губернаторов, тем более напомню, что, например, красноярский губернатор – сам бывший полпред, и любого полпреда он видел «в гробу у белых тапках». И зачем ты, полпред, нужен ему со своими планами? Ты их придумал – ты их и реализовывай.

Так что речь идет не о союзе губернаторов, которые собираются и говорят: «Будем делать это и скинемся…». Но мы-то говорим об агентстве как о некоей аналитической структуре при ком? Понимаете, любому товару нужен потребитель. Если у Меняйло есть административные и финансовые ресурсы для реализации прописанных агентством планов – флаг ему в руки и барабан на шею, но что-то мне в это не верится. В наших полпредствах по 100 человек сотрудников и более ничего, функции их можно толковать как угодно, но они точно не носят экономического характера. Хорошо, господин Меняйло выйдет с прекрасным планом и скажет: «Губернаторы, дайте денег». Но мне просто цензура не позволяет повторить, что они ему ответят.

Может быть, Меняйло просто не понимает вопроса, который мы обсуждаем. У нас вообще в стране уже 500 лет административный восторг, о котором еще Салтыков-Щедрин писал. У нас очень часто есть ощущение, что если власть что-то придумала и дала команду, то оно дальше как-то само реализуется. Причем это совершенно искреннее заблуждение. Так что, возможно, у Меняйло административный восторг, он может думать, что он придумает программу и она потом реализуется, или он ее отправит в правительство и оно ее утвердит как государственную. Но этот вариант самый смешной, ведь у нас даже на программу развития Дальнего Востока, которая неоднократно обсуждалась, денег нет. Какая уж тут программа развития Сибири? И если кто-то придет сейчас с новой стратегической программой, то мне этого человека искренне жаль. Если мы перед выборами избирателям говорим «денег нет, но вы держитесь», то товарищу Меняйло, которому голосовать не придется, даже и этого не скажут. Ему просто намекнут, чтобы он больше не приезжал и не тратил деньги и время.

И здесь надо учитывать логику губернаторов, для которых любой варяг – заведомо противник. Причем Меняйло был губернатором Севастополя. Губернатор Новосибирской области, наверное, ищет микроскоп, чтобы посмотреть на предмет управления товарища Меняйло и понять, на каком основании тот будет ему указания давать. И я не про то, что Меняйло плох, может, у него даже получится что-то. Я про то, что чем восточнее человек из центральной России попадает, тем меньше его там ждут. А тем более за Меняйло нет шлейфа великого управленца. А когда у тебя нет ресурсов, чтобы заставить людей выполнять твои указы, у тебя должен быть авторитет. Но здесь объективно нет ни того, ни другого».