Эксперты Комитета гражданских инициатив в рамках заседания Европейского клуба экспертов местного самоуправления призвали вернуть прямые выборы мэров. Было отмечено, что если в 2008г. главы муниципалитетов в большинстве своем избирались напрямую, то в 2019г. мэры преимущественно назначаются через конкурсную комиссию, наполовину сформированную губернаторами. Руководитель проекта КГИ «Муниципальная карта России: точки роста» Андрей Максимов отметил, что возвращение прямых выборов мэров зависит от политической воли глав регионов, однако губернаторы не намерены отказываться от возможности влиять на назначение глав городов.
«Возвращение прямых выборов глав муниципалитетов в регионах зачастую зависит от политической воли губернаторов. Конечно, более удобной и понятной для руководства регионов, как правило, является система назначения глав муниципальных образований через конкурс. Это связывают с тем, что такая система создает большие основания для лояльности мэров. Кроме того, губернаторы считают, что это в некотором смысле способствует профессионализации управления, позволяет привлечь более сильные кадры, которые путем прямых выборов не всегда удается избрать. Существует представление, что народ иногда делает не тот выбор и следует популистским настроениям, в то время как эффективность управления городами зависит от того, насколько грамотные управленцы стоят во главе городов.
Мы как раз в настоящее время ведем исследование, в рамках которого оцениваем состав мэров крупных городов. Речь идет о крупных городах от 200 тыс. населения и региональных центрах. Это те города, где есть ресурсы и мэр может на что-то повлиять. И уже можно посмотреть на первые результаты. Что касается источника формирования корпуса мэров, то здесь тенденции достаточно четкие. Во-первых, за последние 10 лет, когда мы перешли от системы выборов мэров к назначению, количество глав городов, которые имеют ученую степень, неуклонно снижается. Количество мэров, которые имеют два и более высших образования, снижается. Количество мэров, которые имеют образование, полученное в Москве и Петербурге, снижается.
Что касается профиля образования, то вопреки ожиданиям, что на смену технарям придут экономисты и люди, имеющие профессиональное образование в сфере государственного муниципального управления, количество мэров с образовательным профилем «государственное муниципальное управление» остается примерно одинаковым по сравнению с тем, что было раньше. Количество мэров, имеющих экономическое образование, серьезно снижается. А растет количество мэров, которые имеют юридическое образование. То есть по большому счету главным критерием становятся не столько профессиональные компетенции в области городского развития, сколько профессиональные качества, связанные с юридической безопасностью, с правильностью оформления документов.
И если мы говорим о возрастной структуре мэров, то вопреки ожиданиям, что переход от выборов к назначению будет способствовать омоложению, этого тоже не происходит. Средний возраст мэров остается стабильным – 47–48 лет. Это вполне разумный, сбалансированный возраст.
Далее мы работаем над тем, куда уходят мэры после отставки, какие у них профессиональные траектории, сколько из них подвержены уголовному преследованию.
Запрос на возвращение прямых выборов мэров существует в обществе. Но он еще в полной мере не нашел своего отражения в предвыборных кампаниях губернаторов. В сложных критических ситуациях губернаторы иногда готовы прибегать к этой теме и к таким обещаниям. Но, когда губернаторы чувствуют уверенность в своем положении, стараются не отказываться от возможности серьезного влияния на назначение глав прежде всего крупных муниципальных образований».