Несмотря на серьезные средства, вложенные в развитие горнолыжных курортов Северного Кавказа, пока они уступают большинству других. Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов рассказывает, как повысить туристическую привлекательность Северо-Кавказских регионов.

«Если говорить про относительно слабые позиции регионов Северного Кавказа в национальном туристическом рейтинге или отдельных регионов Северного Кавказа, то, мне кажется, здесь сыграла роль совокупность вопросов. Первое – это отчасти отношение россиян, которые по-прежнему испытывают некоторые опасения относительно вопросов безопасности.

Второе, я думаю, – это все-таки имеющиеся сложности с логистикой, возможно, где-то ее неочевидность на фоне других более понятных и более известных регионов. Туристы, которые увлекаются горными лыжами, по большей части достаточно консервативны и предпочитают кататься в привычных и понятных им местах. И здесь, безусловно, северокавказским трассам сильную конкуренцию оказывают и Краснодарский край, и европейские горнолыжные курорты.

Также, на мой взгляд, есть вопросы в информированности потенциального потребителя о текущем уровне развития курортов Северного Кавказа, наличии качественной горнолыжной инфраструктуры, наличии всех доступных сервисных опций – это проживание, это питание, это удобство и доступность логистики и, соответственно, наличии сформированного турпродукта по понятной цене, неважно, будет ли это туроператор или будет возможность там для потенциального туриста комбинировать эти туры самому. Вот здесь вопросы есть. Я думаю, что это вопрос прежде всего времени – это раз, и вопрос позиционирования, продвижения, которое, собственно, будет подкреплять вложения в инфраструктуру.

Безусловно, в первую очередь сам регион должен быть заинтересован в развитии туризма, при этом федеральный центр в каком-то объеме может оказывать ему посильную поддержку в части федеральной целевой программы по развитию туризма и с точки зрения продвижения. Именно региональные власти формулируют прозрачные и выгодные условия для инвесторов, чтобы последний понимал, условно говоря, «стоимость входного билета» и что он получает, поскольку между регионами есть некоторая борьба за инвесторов, за рынок капитала. Эти вопросы не решаются за год или два, это должно быть планомерное движение всех сторон, и в таком случае результат может быть достигнут».

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»