В Совете по правам человека предложили облегчить сбор подписей для участников выборов и раскритиковали принуждение избирателей в Москве голосовать онлайн. Директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов считает, что таким образом Кремль нащупывает механизмы выпуска пара и демонстрирует готовность президента к серьёзным заменам в губернаторском корпусе — даже за счет представителей системной оппозиции.
Мониторинговая рабочая группа СПЧ в своем докладе об итогах ЕДГ-2024 предложила разрешить электронный сбор подписей через Госуслуги для кандидатов на выборах. В документе не уточняется, о выборах какого уровня идет речь, но стоит отметить, что в ряде регионов на выборах в заксобрания эта норма уже действует. В то же время системная оппозиция и ряд экспертов предлагают дать такую же возможность и кандидатам в губернаторы при прохождении мунфильтра. Также эксперты СПЧ отметили случаи нарушения избирательных прав граждан при проведении ДЭГ и электронного голосования на выборах в Мосгордуму. Речь идет о заявительном характере получения классических бумажных бюллетеней и случаях, когда члены комиссии отказывались выдавать их избирателям по требованию на месте.
– Предложения от СПЧ нужно воспринимать как своего рода частную инициативу совета или таким образом власть даёт сигнал о готовности смягчить выборное законодательство?
– Такая критика со стороны СПЧ абсолютно не влияет на легитимность выборов. Но поскольку СПЧ ориентирован на Кремль, я думаю, что это Кремль таким образом хочет пощупать общественное мнение, оценить реакцию населения. Да, сейчас результаты ДЭГа были ожидаемы, но при возрастании политической конкуренции так или иначе к нему появятся вопросы, и власти лучше действовать на опережение, чтобы понять, как довести до ума эту систему.
То же самое касается сбора подписей через Госуслуги. Эта тема существует очень давно, она касается не только губернаторских выборов, а больше даже муниципальных. И тут тоже будут изучать общественное мнение и исходя из этого принимать какое-то решение. Но тут многое касается еще и технических возможностей, а я каких-либо комментариев от Минцифры по этой теме не встречал.
– Можно же совместить онлайн и офлайн форматы, как это уже действует в ряде территорий при сборе подписей за кандидатов в депутаты региональных парламентов.
– Это повысило бы легитимность выборов, доверие к ним. Но нужно понимать, что в своей массе губернаторский корпус очень слабый, и их результаты на выборах – это скорее заслуга президента, который автоматически делится с ними рейтингом. Но в следующем году политическая повестка почти наверняка изменится, уровень конкурентности повысится, так что облегчение процедуры сбора подписей для конкурентов может серьезно ударить по позициям губернаторов.
– Сам по себе запуск такого пробного шара со стороны АП означает, что там не сомневаются, что некоторые послабления на выборах не помешают удержать ситуацию?
– Во-первых, в АП есть несколько групп, у каждой из которых могут быть разные позиции. Во-вторых, судя по публичным словам и заявлениям президента (не говоря уже о кулуарных, информация о которых тоже доходит), он недоволен и губернаторским корпусом, и Федеральным собранием, ему всё чаще приходится напоминать о необходимости учитывать мнение жителей.
Видно, что президент понимает: нужен механизм выпуска пара. Кроме того, мы уже видели, как в 2018 году к власти в некоторых регионах пришли не просто несогласованные кандидаты, а неэффективные управленцы, однако Путин отстроил систему власти настолько, что она всё равно работала эффективно.
Так что, даже если в половине регионов к власти придут представители оппозиции, на управляемость процессом это никак не повлияет. Плюс, так или иначе после окончания СВО роль публичной политики вырастет, хотя она полностью и не заменит аппаратную. Всё это поставит губернаторов перед выбором: либо вы что-то меняете в своей работе, либо последует замена.