Министр финансов Антон Силуанов заявил, что большой госдолг региона и неэффективная работа местных властей по снижению долговой нагрузки может стать причиной отставки губернатора. Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отмечает, что в ситуации по каждому проблемному субъекту РФ необходимо разбираться: долги у регионов формировались по разным причинам.
«Долги образовывались из-за разных обстоятельств. Есть регионы, которые занимали на развитие инфраструктуры под инвестиции. Немалый долг у Калужской, Калининградской областей. Это те регионы, которые влезали в долги, чтобы развивать инфраструктуру и привлекать инвесторов. Это одна песня. Но множество регионов, таких большинство, у которых долги образовались из-за неэффективной системы управления, из-за неумения сводить доходы с расходами. Это несколько иная песня. Потому что я, например, считаю, что Калужская область рискнула, влезши в долги, но она смогла обустроить промышленные площадки и привлечь серьезных инвесторов. А кто просто не умеет сводить концы с концами - это плохой управленец. Нужно разбираться. Например, в Московской области долг возник только потому, что бывший министр финансов проворовался и долги легли на бюджет области, потому что правительство области давало гарантии по кредитам фирме жены бывшего министра финансов. Это надо просто уголовные дела заводить, и это уже третья история. Долг Москвы по объему велик, а по доле в расходах он вполне приемлем, Москва до сих пор управляла своими долговыми обязательствами. Долг Татарстана вообще отдельная история. Ребята активно занимали под Универсиаду и оказались в долгах как в шелках, у них сейчас просто огромная долговая нагрузка (86 млрд. рублей). Вопрос – а нужна была вам эта Универсиада? Они-то надеялись, что получат дотации от федералов, а пришлось брать в большей степени кредиты, их посадили на крючок. Поэтому ситуации дифференцированные.
И потом, долговую нагрузку нельзя просто мерить в рублях. Ее надо смотреть относительно собственных доходов региона: не всех доходов, а только тех, которые бюджет собирает за счет своих налогов, а не за счет федеральной помощи. Есть регионы, у которых собственная доходная база маленькая, а значительную часть доходов бюджета составляют федеральные трансферты. Если вы смотрите на долг в рублях, он кажется не таким уж и большим, но как только вы его соотнесете с собственными налоговыми доходами, он становится 60, 70, 80% от этих доходов. Как к этому относиться? За счет каких денег они будут отдавать, если регион сам очень мало зарабатывает, очень мало собирает налогов. Поэтому тут надо разбираться. То, что ситуация с долгами не улучшается, мягко говоря, а по-честному, ухудшается, - это медицинский факт. Делать что-то надо. Но, мне кажется, это должно быть достаточно гласное и внятное обсуждение, потому что проблема несколько сложнее, чем она кажется на первый взгляд».