Для решения проблемы обманутых дольщиков в Иркутской области разрабатывается законопроект о выделении земельных участков в качестве компенсации для организаций, которые будут завершать проблемные объекты жилищного строительства. Депутат Госдумы, руководитель рабочей группы «Единой России» по защите прав вкладчиков и дольщиков Александр Хинштейн считает меры иркутских областных властей действенными, так как подобный опыт уже применялся в других субъектах РФ.
«Инициативу властей Иркутской области я оцениваю положительно. Такие законы сегодня уже приняты в регионах и дают результаты. Наиболее результативная иллюстрация этого закона видна на примере Свердловской области. Там большое число долгостроев, и благодаря этому законопроекту в течение двух лет власти практически сумели решить проблему, притом что еще несколько лет назад, в 2008-2009гг., Свердловская область была одним из лидеров по количеству проблемных объектов. А в начале следующего года они окончательно должны решить проблему. Более того, наша рабочая группа всем такой опыт рекомендует.
Мы ранее направляли в адрес всех губернаторов и в адрес всех руководителей фракции ЕР в законодательных органах субъектов такого рода предложения о необходимости совершенствования регионального законодательства. Надеюсь, что в ближайшее время такие изменения появятся и в законодательстве Самарской области, Московской области, то есть там, где проблема стоит особенно остро и где необходимы экстренные меры для завершения долгостроев.
В российских регионах есть примеры интересных и позитивных инициатив региональных властей по решению проблем дольщиков. Надо сказать, что в целом решение это напрямую зависит от позиции губернаторов. В тех регионах, где губернаторы мотивированы на результат и ищут способы, а не пытаются находить отговорки, там проблема решается. Позитивный опыт есть в Ульяновской области, где в этом году полностью закрывается проблема обманутых дольщиков. Здесь благодаря усилиям губернатора Сергея Морозова удалось, несмотря на скудный региональный бюджет, закрыть проблему. И это притом, что сложность в Ульяновской области заключалась в большом числе жертв мошенничества, то есть тех дольщиков, которым перепродавались одни и те же квартиры. Таковых насчитывалась примерно половина от общего числа. В регионе для решения проблемы была взята конструкция, при которой регион через аукцион предоставил земельный участок для кооператива, созданного из числа дольщиков. То есть они создали общественную организацию дольщиков, зарегистрировали на нее земельный участок, и плюсом к этому губернатор выпустил закон, согласно которому пострадавшие граждане получали сертификат от правительства, но отоваривать могли не деньгами, а метрами. Об опыте Свердловской области я говорил выше. В Алтайском крае, например, законом предусмотрена такая мера, как выделение земельных участков по ИЖС для обманутых дольщиков.
Есть разные механизмы. В конечном счете они все между собой коррелируются. Есть более успешные, есть менее успешные. Но, безусловно, мы всегда стоим за то, чтобы максимально минимизировать потери для бюджета. Поэтому тот механизм, который предлагается сейчас в Иркутской области, как раз помогает уйти от лишних трат. Получается, что мы не продаем с аукциона земельный участок, но мы получаем вместо этих денег гораздо больше: мы получаем решение проблем дольщиков, мы получаем развитие строительной отрасли, мы получаем новую привлекательную точку роста, мы получаем новые налоги. То есть в конечном счете все это приходит государству обратно».