Губернатор Омской области Виктор Назаров по итогам участия в международной ярмарке в Берлине заявил о намерении более настойчиво рекламировать регион за рубежом. По его словам, это необходимо делать, в том числе участвуя в выставках. По словам исполнительного директора Российского союза выставок и ярмарок Людмилы Смородовой, практика показывает, что выставочно-ярмарочные мероприятия являются эффективным способом развития экономических связей, формирования имиджа регионов и повышения уровня их узнаваемости.
«Практика показывает, что одним из эффективных способов развития экономических отношений между странами и регионами, формирования имиджа регионов и повышения уровня их узнаваемости, продвижения продукции, внедрения инноваций, реализации конкурентных преимуществ продукции региональных предприятий на внутреннем и внешнем рынке являются выставочно-ярмарочные мероприятия.
Я абсолютно согласна с мнением губернатора Омской области Назарова Виктора Ивановича о том, что регионы должны вести «настойчивую рекламную политику», в том числе участвуя в международных выставках.
Можно выделить два основных направления, которые следует развивать для улучшения имиджа и продвижения российских регионов на международном уровне:
Первое - формирование коллективных экспозиций регионов на российских национальных и зарубежных специализированных выставках, представляющих экономический и инвестиционный потенциал предприятий регионов России. Здесь можно отметить следующие регионы: Москва (ЗАО «Экспоцентр», ОАО «ГАО «ВВЦ», ООО «НЕГУС ЭКСПО Интернэшнл», Ассоциация СИЗ, ОАО «Экспо-Московия»); Санкт-Петербург (ЗАО «Экспофорум», ЗАО «ВО «РЕСТЭК»); Нижегородская область (ВЗАО «Нижегородская ярмарка»); Красноярский край (ЗАО ВК «Красноярская ярмарка»); Алтайский край (ЗАО «Алтайская ярмарка»); Оренбургская область (ОАО «УралЭкспо»); Иркутская область (ОАО «СибЭкспоЦентр»); Воронежская область (ООО «Выставочный Центр ВЕТА» ТПП ВО) и другие.
Второе направление - организация и проведение выставочных мероприятий международного уровня на базе выставочных центров в российских регионах.
Что касается первого направления, то следует отметить, что участие в выставках за рубежом улучшает имидж не только отдельных предприятий, но и регионов и отраслей экономики в целом, способствует созданию благоприятных условий для устойчивого экономического и социального развития регионов.
Сегодня органы власти не в полной мере реализуют имеющиеся в их распоряжении ресурсы поддержки выставочной и конгрессной деятельности. Власть обладает мощным административным ресурсом, но в большинстве регионов механизмы использования данного ресурса пока недостаточно разработаны. Ресурс государственной поддержки может быть реализован при работе официальных делегаций, в состав которых входят представители региональных органов власти, на международных зарубежных выставках. Такие делегации могли бы больше внимания уделять лоббированию интересов региона, в том числе на переговорах в государственных структурах.
Ярким примером второго направления возможного использования выставок для формирования имиджа регионов – проведения выставочных мероприятий международного уровня – является заявка Екатеринбурга как города-кандидата на право проведения всемирной выставки ЭКСПО-2020, которая предоставляет значительные возможности как стране, так и региону, в том числе в плане продолжения процесса модернизации и развития.
К сожалению, в целом сегодня в нашей стране в регионах отсутствуют необходимые условия для реализации крупных международных выставочных проектов, более 50% выставочных площадей приходится на Москву и Санкт-Петербург.
Развитие и совершенствование материально-технической базы выставочной деятельности – это та задача, которую необходимо решить, чтобы дать возможность выставкам развиваться дальше, соответствовать международным стандартам.
Ключевым звеном использования выставочной и конгрессной деятельности для повышения торгово-экономического потенциала регионов, роста их инвестиционной привлекательности должна стать работа по консолидации усилий органов власти, торгово-промышленных палат, отраслевых объединений и выставочных организаций.
Управление привлечением инвестиций с использованием механизмов выставочных и конгрессных мероприятий позволит вывести реализацию инвестиционного потенциала регионов на качественно новый уровень и увеличить объем инвестиций в региональную экономику».