По мнению эксперта Института гуманитарно-политических исследований Владимира Слатинова, начав жесткий публичный спор с РЖД по поводу величины субсидии на пригородные ж/д перевозки, воронежский губернатор Алексей Гордеев послал от имени множества губернаторов сигнал администрации президента, чтобы она надавила на РЖД и заставила уступить. Кроме того, по словам эксперта, это завуалированная просьба к правительству страны, чтобы оно вошло в положение регионов и помогло им компенсировать затраты на пассажирские перевозки.
«Такой жесткий и публичный выпад в сторону РЖД объясняется несколькими факторами, во-первых, выборами. Гордеев хочет заручиться поддержкой электората сельского, т.е. жителей области. Именно на областных жителей ему приходится надеяться в большей степени, т.к. на выборах мэра Воронежа явка была крайне низкая, и вряд ли Алексею Васильевичу можно надеяться на то, что она сильно прирастет, хотя, конечно, он будет стараться повысить явку, мы же слышали, что он сказал, что будет по-западному проводить кампанию. Но городские жители, видя в целом общеполитический контекст, характер нынешней политической конкуренции, понимая, что будут, скорее, не выборы, а референдумы о доверии поддержанному Кремлем кандидату – эта совокупность факторов не приведет к росту электоральной активности в областном центре.
А для жителей области вопрос с пригородным сообщением очень важен. Поэтому сейчас, когда регион встал перед необходимостью жесткого диалога с РЖД, Алексей Васильевич демонстрирует перед электоратом намерение, политическую волю к тому, чтобы его [электората] интересы жестко защищать, в том числе и путем конфронтации с очень влиятельным монополистом. У Гордеева нет проблем с победой на выборах, у него очень серьезные проблемы с легитимностью – для него принципиально, чтобы на предстоящих выборах люди пошли голосовать, в том числе за него.
Второй фактор связан с тем, что губернаторский корпус в целом крайне недоволен позицией РЖД. Губернаторы оказываются в крайне сложной ситуации: они, с одной стороны, вынуждены выполнять майские указы президента, но финансовые возможности большей части регионов крайне ограничены для этого. Регионы вынуждены поджимать бюджеты, сокращать затраты, в том числе и субсидии пригородному железнодорожному транспорту. И конечно, губернаторы хотели бы, чтобы РЖД занимала в этом отношении более гибкую позицию.
Бюджеты регионов трещат по швам, а федеральный центр помогает очень избирательно и крайне недостаточно. А с другой стороны, имея возможность надавить на естественные монополии, в частности на железнодорожников, этого не делает, что вызывает недовольство губернаторов. Но понятно, что глава субъекта правительство России и президента ругать не может, особенно накануне выборов, скорее, правительство лучше просить, а вот в отношении РЖД разные политические игроки могут себе позволить критику. РЖД все-таки не объявлено священной коровой. И Гордеев действует в рамках этой логики, выражая некое коллективное мнение губернаторов. Губернаторы хотят и послать сигнал избирателям, что они готовы защищать их интересы, с другой стороны, посылают сигнал и РЖД самой, и, конечно, правительству, и администрации президента, чтобы те, по возможности, надавили на монополию, и она смягчила свою позицию. А возможно, это и сигнал правительству, чтобы оно вошло в положение регионов и помогло регионам компенсировать эти пассажирские перевозки.
Почему выступил именно Гордеев? Потому что он может себе это позволить: в Гордееве продолжает говорить статусный политик, который некоторое время назад был крупным федеральным чиновником».