Владимир Путин подписал распоряжение об организации за рубежом кратковременного повышения квалификации для российских губернаторов. Своим мнением о том, для чего это нужно Кремлю с «Клубом Регионов» поделился политолог, эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов.
«Сама идея обучения топовых чиновников за границей правильная, потому что им нужно осваивать передовые практики управления, и прежде всего механизмы развития территории. На Западе наука в этой сфере достаточно неплохо продвинулась, а если говорить о наших губернаторах, то, к сожалению, далеко не все из них знают, как именно запускать механизмы экономического развития своей территории в увязке со всеми остальными элементами финансово-экономической и социальной систем. Поэтому если говорить о какой-то системе приоритетов в обучении, то я бы на первое место поставил именно формирование компетенций, связанных с выработкой социально-экономических программ развития территорий.
Кроме того, за рубежом есть очень хорошие возможности поучиться выстраиванию того, что мы называем институтами развития, в число которых входят особые экономические зоны, кластерный подход, формирование различных финансовых и бюджетных инструментов и т.д. Понятно, что в России такие институты тоже есть, но на Западе они действуют гораздо дольше и, зачастую, эффективнее. Это был первый глобальным момент.
Второй момент – это то, что называется бюджетным федерализмом. Неплохо было бы нашим главам регионов познакомиться с тем, что это такое, тем более что федерализм в России носит весьма специфический характер. Я понимаю, что это, возможно, будет способствовать появлению у губернаторов некоторых мыслей по поводу существующей системы в России, но, может быть, именно обучение губернаторов тому, как функционирует бюджетный федерализм в таких странах, как например ФРГ, будет способствовать росту понимания российскими региональными начальниками того, как более адекватно и эффективно распоряжаться финансами. А вместе с тем, вполне возможно, это будет способствовать и тому, что они смогут более четко формулировать соответствующие предложения для федерального центра, чтобы российский бюджетный федерализм, который сейчас чрезвычайно перекошен в сторону Центра, постепенно менялся. Ведь для реформ очень важно умение правильно формулировать альтернативы.
И третье - это обучение тому, что называется функционированием демократической политической системы. Я понимаю, что с этим у нас сейчас проблемы и эта тема будет не совсем в тренде, но, тем не менее, если губернаторы поедут учиться на Запад, то от этого тоже никуда не уйти. Там они окунуться в довольно специфическую среду, и увидят, как государственные институты функционируют в условиях демократии. Это предполагает знакомство с тем, как работает партийная система, местное самоуправление, как осуществляется взаимодействие с гражданским обществом и т.д. Причем знакомить их с этим нужно не с точки зрения привития каких-то ценностей или идеалов, а, скорее, даже с точки зрения того, почему в условиях демократии гораздо чаще принимаются более сбалансированные и взвешенные решения.
То, что именно Кремль организовывает обучение высокопоставленных региональных чиновников, в том числе и за рубежом, с моей точки зрения, очень показательно. Вся эта история с обучением губернаторов связана с тем, что они не являются собственно госслужащими, а являются лицами, замещающими государственную должность. Не все понимают разницу между этими понятиями, но она есть, причем очень серьезная.
Дело в том, что на губернаторов, как и на некоторых других высших чиновников, не распространяется действие закона о государственной службе. В числе прочего, этот закон предписывает государственным служащим раз в три года проходить повышение квалификации и в целом задает достаточно жесткие квалификационные требования для госслужащих. А губернаторы под действие этих правил не подпадают. Так вот, если говорить о том, по каким правилам должно проходить обучение губернаторов и других высших политических чиновников, то нормативная база здесь фактически отсутствует. Именно поэтому Кремль, понимая, что в данном вопросе есть известный пробел, вынужден действовать в режиме ручного управления. Это раз.
Второй момент связан с тем, что организованное в Кремле обучение губернаторов тоже является элементом действия вертикали. Само собирание губернаторов на курсы, подбор для них соответствующей тематики, их обучение: все это есть некий элемент управления губернаторским корпусом. Это тоже очень важно понимать.
Ну и третье. Этот момент связан с тем, что в последние годы мы видим очень серьезные изменения, связанные с ротацией губернаторского корпуса. Эта масштабная ротация была начата еще при Медведеве и продолжается она до сих пор. В этой ситуации Кремлю очень важно, чтобы это были люди компетентные».