Требование профильного образования при приеме на госслужбу более чем актуально, «давно пора это сделать», уверен политолог, профессор РАНХиГС Владимир Слатинов. Так он комментирует решение Минтруда повысить квалификационные требования к соискателям на должности в госаппарате.

«Ничего революционного Минтруд не приготовил. Дел в том, что и сейчас в 79-м Федеральном законе о государственной гражданской службе существуют так называемые квалификационные требования. Они определяются по трем критериям. Первый – уровень профессионального образования. Второй – стаж работы на госслужбе или по специальности, если человек приходит на госслужбу со стороны. Третий критерий – это уровень знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения данной службы. Последний критерий проверяется в ходе экзамена либо другим способом, если это не конкурсная процедура.

Кстати, стоит сказать, что у Минтруда есть очень красивая идея, и здесь им надо отдать должное – они предлагают тестировать всех чиновников на базовые знания Конституции, 79-го закона, а также антикоррупционного законодательства и по ряду других ключевых позиций вне зависимости от конкурсного или внеконкурсного замещения должностей. Вот это предложение почти революционное. Причем есть идеи проводить это в качестве интернет-тестирования на портале «Госслужба».

Что касается образования, то сегодня требования по нему закреплены. Но удивительным образом авторы 79-ФЗ, который был принят в 2004г., ничего не написали о профильности образования. И эта норма стала даже регрессивной по отношению к норме, прописанной в первом законе о госслужбе 1995г. Он устанавливал профильность образования.

Однако наличие высшего образования сейчас является обязательным требованием для почти всех чиновников высшего и среднего уровня. Только чиновники самого нижнего уровня могут не иметь высшего образования. При этом самое смешное, что в отношении этой группы специалистов есть запись о том, что их образование должно быть по направлению деятельности. Парадоксально, что для них профильность зафиксирована, а для всех остальных – нет.

Что делает Минтруд? Он, насколько мне известно, разработал пакет поправок, которые вводят профильность. Правильно это или нет? Правильно. Давно пора это сделать. Более того, могу сказать, что специалисты по госслужбе кричат об этом уже давно.

Последнее. Если говорить о профессиональном уровне, то, согласно последней обширной статистике за 2013г., формально наш аппарат очень образован. Дело в том, что 94-96% госслужащих имеют высшее образование. Вообще, проблема наличия у чиновника высшего образования действительно существовала в 1990-е гг., она даже существовала какое-то время в начале нулевых. Сегодня она практически полностью закрыта. Более того, в целом, если брать статистические данные, произошел серьезный поворот в профильности образования: на старте реформы госслужбы в госаппарате преобладали технари. Сегодня это в основном юристы, экономисты и управленцы.

Так что на самом деле проблема сегодня не в том, что аппарат не образован, а в соответствии профилям. И, конечно, введение норм, которые предлагает Минтруд, – это прогрессивная вещь. Это позволит продвинуться по пути профессионализации аппарата. Давайте будем говорить честно: чиновник, обладающий специальным образованием, соответствующим профилю должности, гипотетически более профессионален, чем человек, у которого этого образования нет. Конечно, при этом должны действовать и другие факторы мотивации. Но если мы говорим сегодня о профессионализации госаппарата, то, безусловно, эти требования будут способствовать профессионализации и улучшению качества. И, повторюсь, делать это надо было уже давно.

Другое дело, что этого опять-таки недостаточно. Потому что при этом важно обеспечить аутентичность конкурсных процедур, чтобы конкурсы были реальными, а не имитацией. Также очень важно реализовать инициативу Минтруда о том, чтобы чиновников, которые не проходят по конкурсу, а это верхушка госслужбы, тоже тестировали. А в идеале – это реализация того, что Дмитрию Медведеву предлагало еще Открытое правительство, – это перевод большей части должностей, которые сегодня не замещаются по конкурсу (верхушка госслужбы), в конкурсную систему».