Представители губернаторского корпуса за период с 15 по 21 декабря получают по 9 положительных и отрицательных оценок.
В рассматриваемый период ситуация в региональной политике характеризовалась финансово-экономической и политико-правовой организационной работой по реагированию на кризисные явления.
Сложно переоценить важность финансово-экономических мероприятий. Как сообщил замминистра финансов Антон Силуанов, налоговые доходы регионов в 2009 году могут снизиться на 700-800 млрд руб. (следует отметить, что еще не менее 100 млрд руб. субъекты РФ потеряют из-за налоговых нововведений). А по мнению директора Института региональных финансов Булата Столярова, выпадающие доходы регионов могут достигнуть 1,5 трлн руб.
На этом фоне федеральными властями принято принципиальное решение о компенсации субъектам Федерации части доходов, выпадающих от снижения налоговой нагрузки. Так, 15 декабря правительство РФ внесло в Госдуму пакет поправок в законодательство, направленных на помощь регионам. Как уже сообщалось ранее, поправки пополнят региональные бюджеты на 43,1 млрд и 59,4 млрд руб. соответственно.
Тем самым, к настоящему моменту проведенная федеральным центром работа позволяет компенсировать регионам из федерального бюджета 12-14% доходов, недополученных ими из-за кризиса.
Остальные выпадающие доходы компенсируются непрямыми финансовыми механизмами. Рассматриваются иные механизмы поддержки регионов центром, в основном адресные (инфраструктурная и отраслевая поддержка). В частности, в федеральном бюджете 2009 года зарезервированы дополнительные средства в объеме 50 млрд руб., которые будут переданы регионам под софинансирование программ по созданию рабочих мест.
NB Следует особо отметить, что в настоящий момент федеральный центр крайне нуждается в «осмысленных» предложениях регионов, посвященных рациональному использованию средств, выделенных на организацию новых рабочих мест, с учетом местной специфики. В идеале общественные работы должны решать в период кризиса инфраструктурные проблемы (строительство дорог, коммуникаций и т.п.), создавая «базу» для скорейшего выхода из кризиса и дальнейшего обеспечения поступательного развития экономики.
Отраслевая поддержка выражается в адресном кредитовании и участии государства в решении проблем отраслеобразующих и градообразующих предприятий. Отметим, что в рассматриваемый период российский премьер Владимир Путин в ходе визита в Липецк выразил поддержку губернатору данного региона. Визит представляется далеко не случайным – он произошел на фоне самого сильного обвала производства в этом металлургическом монорегионе (на 16% в октябре т.г. по сравнению с аналогичным периодом года 2007-го).
Вспомним: в предшествующий период аналогичная поддержка была выражена Нижегородской области, в которой производство в октябре снизилось на 14% (второй по величине после Липецкой области спад).
Тем самым можно с высокой степенью вероятности предположить, что поддержка будет оказана регионам, наиболее пострадавшим от кризиса. Например, на нее сейчас могут активно претендовать разделившие третье место по снижению производства Челябинская и Вологодская области (снижение производства в каждой составило 12%).
На этом фоне в официальном политическом пространстве активно шел региональный этапработы по модификации политического пространства страны. При этом предложение Дмитрия Медведева – увеличить срок полномочий президента России и депутатов Госдумы – в «поставленный срок» одобрили законодательные органы всех 83 субъектов РФ.
В то же время в условиях сокращения имеющихся ресурсов впервые за долгий период в реальном социально-политическом пространстве страны столкнулись интересы различных регионов – автопроизводящих (в первую очередь Самарская, Нижегородская области) и ориентированных на автоимпорт (в первую очередь Приморский край).