Представители губернаторского корпуса за период с 17 по 23 августа получают 8 положительных оценок и 5 отрицательных.
В сфере центр-региональных отношений в рассматриваемый период отмечено три ключевых тенденции: реакция президента и председателя правительства на беспрецедентные по масштабу политические и техногенные вызовы, дискуссия о межбюджетных отношениях и отработка публичной технологии избрания губернаторов.
В экономической сфере главным событием стало подписание российским премьером концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в регионах и муниципальных образованиях на период до 2013 года (в частности, документ уточняет критерии появления временной администрации в регионе: сейчас решение о ее введении федеральный центр может принять, лишь если объем просроченной задолженности региона превышает 30% по итогам года; в концепции же обозначено, что эта планка будет опущена до 10% «при невыполнении показателей плана восстановления платежеспособности субъекта РФ» или до 20%, «если эта задолженность не снижается в течение 90 дней»).
Инициированная Владимиром Путиным разъяснительная работа по отработке новых межбюджетных механизмов привела к конкретным результатам:
1) широкое обсуждение получила информация о том, что прямые дотации нуждающимся регионам будут частично заменены бюджетными кредитами с льготной процентной ставкой в размере 1/4 ставки рефинансирования ЦБ на срок до трех лет. В итоге уже в 2010 году сумма трансфертов регионам из федерального бюджета снизится на 15%. Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2010 году планируется в сумме 1 трлн руб., или 85% к уровню 2009 года. В 2011 году – 950,9 млрд руб. (95% к уровню 2010 года), в 2012 году – 854,0 млрд руб. (90% к уровню 2011 года). Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации составят в 2010 году 286,0 млрд руб., в 2011 году – 252,7 млрд руб., в 2012 году – 202,3 млрд руб.;
2) регионы лишатся части налогов (например, НДПИ), а фактическое снижение поступлений по одним налогам (на прибыль и подоходного) им придется компенсировать повышением ставок по другим. Теоретически на повышении налогов регионы могут заработать 96,6 млрд руб., в том числе 63,8 млрд руб. может составить повышение акцизов на пиво, что, конечно, не является гарантированным источником компенсации выпадающих доходов;
3) региональные власти продемонстрировали наличие собственной точки зрения на проблему. Так, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заявил, что предлагаемый объем бюджетных кредитов для регионов на 2010 год (125 млрд руб.) недостаточен: по мнению губернатора, его необходимо было сохранить на уровне 300 млрд руб. Фактически, это второй за короткое время случай обнародования региональными властями убедительных аргументов в сфере межбюджетных отношений (напомним, что в начале августа челябинский губернатор Петр Сумин заявил о том, что намерен обратиться в администрацию президента с просьбой «вернуть на налоговый учет из Санкт-Петербурга и Москвы» ряд крупнейших предприятий региона в Челябинскую область, по месту их фактического нахождения).
В политической сфере впервые стартовал публичный механизм избрания губернаторов по предложению политических партий.
18 августа президент Дмитрий Медведев отметил: »...у нас сегодня с вами особенный день – начались новые демократические времена. Партии вносят свои кандидатуры на должности руководителей регионов... …впервые это делает партия. Причем, по сути, предложения в полной мере формулируются партией. Роль администрации президента – технологическая».
Резонанс экспертного сообщества на внедрение новой схемы избрания губернаторов оказался достаточно позитивным, при этом в качестве главного достоинства новой технологии эксперты указали рост публичной политической конкуренции, выход процедуры принятия решений из кулуаров.
NB Как отметил президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, «новый порядок создает механизм ответственности губернаторов… Если раньше губернатор едва ли не немедленно после назначения начинал просить президента о подтверждении доверия и вступал в действие загадочный механизм пролонгации его полномочий, то теперь он выходит в публичную политику».
Политолог Виталий Иванов также предположил, что новый порядок назначения губернаторов способствует «опубличиванию» этой процедуры.
А директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов посчитал, что, «прежде всего, эта система институционализирована».
Помимо указанных значимых событий, отражающих фактический ход политической и бюджетной реформ, в рассматриваемый период активно шла и текущая работа, в частности, по подготовке народного хозяйства и ЖКХ к предстоящему зимнему сезону. Следует отметить, что к 25 ноября специальная межведомственная рабочая группа даст оценку эффективности работы органов исполнительной власти субъектов РФ по подготовке к зиме. А с учетом ситуации в экономике, руководители тех субъектов Федерации, где имеют место факты отставания, будут заслушаны правительством России уже в сентябре.
Очевидно, что результаты анализа хода подготовки к зиме станут дополнительным критерием оценки способности губернаторов организовать ситуационную работу в регионах.