После исторического воссоединения Крыма с Россией настала пора развития новых территорий и «подтягивания» их к среднероссийскому уровню.
Владимир Путин на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации особо выделил вопросы интеграции Республики Крым и города Севастополя в Российскую Федерацию: «Уже приняты основополагающие законы: Конституция Республики Крым и Устав города Севастополя, которые определили систему органов власти, их полномочия и принципы деятельности в соответствии с законами Российской Федерации. Теперь новым субъектам Федерации предстоит создать комплекс своих региональных законов. И им, безусловно, будет полезен опыт других регионов Российской Федерации. Очень надеюсь, что в контактах с вами, уважаемые коллеги, ваши новые коллеги многое тоже почерпнут у вас».
И в этом процессе заметная роль отведена субъектам Федерации, уполномоченным оказывать шефскую помощь районам нового российского региона. Правительство России закрепило «14 районов и один город Республики Крым, а также город федерального значения – Севастополь» за 16 субъектами РФ. В качестве партнеров выбирались субъекты, обладающие лучшими практиками государственного и муниципального управления, перед которыми была поставлена задача «максимально быстро, опираясь на лучшие региональные и муниципальные практики, передать набор модельных актов муниципального и регионального управления» новым субъектам Российской Федерации.
Районы Республики Крым отличаются друг от друга, как, впрочем, и регионы-«шефы». Тюменская область стала единственным регионом восточной части страны, которому было поручено оказывать шефскую поддержку Крыму, а именно Черноморскому району. В чем может заключаться эта помощь и как наладить процесс взаимодействия – этому посвящен экспертный онлайн-клуб.
В онлайн-обсуждении «Клуба Регионов» приняли участие:
- Любовь Духанина, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по образованию и науке, президент образовательного холдинга «Наследник»;
- Любовь Просоедова, заместитель главы администрации Черноморского района Республики Крым;
- Дмитрий Журавлев, политолог, экономист, гендиректор Института региональных проблем;
- Виктор Зубарев, вице-президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия», депутат Госдумы РФ;
- Константин Калачев, политолог, руководитель «Политической экспертной группы»;
- Павел Крашенинников, депутат Государственной думы, председатель Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
- Валерий Леонтьев, сопрезидент Объединенной ассоциации заслуженных врачей, заслуженных деятелей науки и работников здравоохранения, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ;
- Сергей Марков, руководитель Института политических исследований, член Общественной палаты РФ;
- Михаил Мягков, доктор исторических наук, профессор, заместитель исполнительного директора по науке Российского военно-исторического общества;
- Тимур Нигматуллин, эксперт по инвестициям независимого аналитического агентства «Инвесткафе»;
- Олег Смолин, депутат Государственной думы, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию;
- Вячеслав Тимченко, депутат Государственной думы, председатель Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления»;
- Николай Харитонов, депутат Государственной думы (фракция КПРФ);
Присоединение Крыма часто воспринимается как исторически неизбежный, необходимый и даже справедливый шаг – данную точку зрения озвучил профессор, заместитель исполнительного директора по науке Российского военно-исторического общества Михаил Мягков:
«Это положительный, давно ожидаемый и необходимый шаг. Крым еще с потемкинских времен – это наш исторический форпост на Черном море. Любое иностранное владение Крымом будет угрожать и нашим границам, и безопасности Украины. Крым – жемчужина России, очень важный со стратегической точки зрения регион-форпост».
Исторически и нравственно справедливым шагом можно считать, по мнению экспертов, и решение организовать масштабную помощь российских регионов Крыму. Так, депутат Государственной думы, председатель Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» Вячеслав Тимченко, считает шефскую помощь регионов Крыму «естественным продолжением» воссоединения:
«Насколько я знаю, как такового назначения регионов в качестве «шефов» - это добровольное изъявление многих субъектов Российской Федерации. Не сомневаюсь, общение между регионами и сотрудничество принесет большую пользу территории всего Крымского полуострова».
Стоит отметить, что шефство «старых» регионов над «новыми» не является российским нововведением. По словам Михаила Мягкова, подобное и в российской, и в мировой практике уже происходило:
«Например, после Первой мировой войны Германия распределяла между своими менее пострадавшими городами шефство над Восточной Пруссией и западными землями. Когда та же Восточная Пруссия стала Калининградской областью, то уже в 1946г. туда пошел первый поезд с переселенцами из Брянска, потом из Москвы, Ленинграда. 27 областей помогали переселенцами, материальными ресурсами, льготами. Таким образом, полностью разрушенная область встала на ноги. Распределение по областям в плане переселенцев и материальных ресурсов шло даже тогда, в разоренной стране».
Вячеслав Тимченко:
«Если взять историю, то увидим, что когда у нас были проблемы с развитием других наших субъектов (той же Чечни), то другие регионы шефствовали, оказывая материальную и нравственную помощь и поддержку. Такое же отношение и к нашим крымским собратьям. Эта помощь – восстановление исторической справедливости. Российский народ всегда считал Крым своим».
За решением военно-политических задач встают правовые. Став частью России де-юре, Крым должен стать ею и де-факто, а здесь имеется масса проблем. Очевидно, что федеральные органы могут оказать крупномасштабную помощь, однако постоянный обмен опытом может осуществляться только на региональном уровне.
Как осуществлять помощь, конкретизирует депутат Государственной думы, председатель комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников:
«Опыт российских регионов может помочь Крыму в деле адаптации его правовой системы к российским реалиям. Но помимо правоприменения, есть еще и правосознание – эти две вещи связаны между собой. Поэтому важно, чтобы в Крыму было правильным не только правоприменение, но и чтобы граждане понимали, как работают российские законы и как по ним жить. А сейчас мы делаем только первые шаги для того, чтобы интегрировать правовую систему. Поэтому, конечно, сейчас мы принимаем целый ряд законов: и по уголовному праву, и по уголовному процессу, по юридическим лицам. В этом смысле важен опыт регионов, опыт правоприменителей, которые работают в регионах. Стажировки, лекции и т.д. – это все, конечно, пригодится».
Справка: Черноморский район состоит из 11 сельских общин (сельских и поселковых советов), которые, в свою очередь, объединяют один поселок городского типа Черноморское, он же районный центр, 31 село и два поселка - центры сельских советов с прилегающими селами. Площадь района составляет 1508,6 кв. км. Черноморский район имеет самый низкий показатель плотности населения среди сельских территорий Крымского полуострова.
Разумеется, если говорить о передаче опыта, то в качестве «тьюторов» годятся регионы со значительными успехами в сфере государственного и муниципального управления. К таковым можно отнести и Тюменскую область – убежден Вячеслав Тимченко:
«Я уже получил полный перечень и содержание всех документов, регламентировавших местное самоуправление в целом на Украине, а также нормативно-правовые акты, принимавшиеся непосредственно в Республике Крым. Все они требуют серьезной корректировки и доработки для имплементации в российское законодательство. Трудно сказать, сколько времени на это потребуется. Даже в российских условиях, внутри страны, с момента принятия закона № 131 «О местном самоуправлении» до его полной реализации прошло целых шесть лет! Сейчас, конечно, мы наработали определенный опыт, улучшили муниципальные практики, поэтому, думаю, включение Крыма пройдет быстрее, но принципиально важно наладить сотрудничество республики с другими регионами, очень важна передача опыта.
Тем более важно взаимодействие Тюменской области с Черноморским районом Республики Крым. В Тюменской области, я считаю, качественно составлены нормативные акты, качественное законодательство в целом, местное самоуправление осуществляется на очень высоком уровне, и общение между муниципалами Тюменской области и Черноморского района принесет большую пользу развитию местного самоуправления на территории всего Крымского полуострова.
Существующая структура органов местного самоуправления Тюменской области наиболее эффективна, и даже те новации, которые сейчас предлагаются в рамках всей России, уже давно работают в этом регионе. Мы, разрабатывая поправки в законодательство о местном самоуправлении, ориентировались на положительный опыт Тюменской области. Конечно, нельзя его брать как шаблон, но в качестве основы, базы, при учете местных традиций, Черноморскому району Крыма он будет очень полезен».
Политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев:
«С точки зрения эффективности управления Тюменская область, конечно, может быть примером. Там действительно выстроена рабочая система отношений органов госвласти и органов местного самоуправления. Там действительно выстроены более чем рабочие отношения между органами госвласти и партийными структурами. Там действительно, что ни возьми, оно выстроено идеально или почти идеально».
Справка: Данные правительственного мониторинга и оценки эффективности регионов свидетельствуют: по сумме таких показателей, как продолжительность жизни людей, рост реальных денежных доходов, профилактика социального сиротства, безработица, инвестиции и оценка людьми работы органов власти, Тюменская область удерживает второе место в России.
Передача опыта в сфере управления регионом станет Крыму тем более полезной, учитывая тот факт, что у Крыма нет опыта взаимодействия в рамках федеративного государства. С данным тезисом соглашаются и сами крымчане. Заместитель главы администрации Черноморского района Республики Крым Любовь Просоедова:
«В настоящее время председатель районной администрации и депутат Госсовета Крыма Светлана Лужецкая участвует в принятии новых законов, которые согласуются с законодательством Российской Федерации. Мы понимаем, что устройство региональных и муниципальных органов в Российской Федерации сложное, в каждом регионе – своя специфика. Отныне мы работаем в рамках принятой конституции Крыма и впитываем все методологические рекомендации тюменских коллег».
Политолог, экономист, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
«В первую очередь, регионы смогут помочь Крыму, привив ему умение самостоятельно управлять своей экономикой, потому что этот регион стал субъектом Федерации, а это немного иной правовой статус по сравнению с тем, чем был у автономной республики в границах Украины. Большая степень экономической свободы налагает большую ответственность. Конечно, они и сами научиться могут, но лучше, если на первом этапе им помогут регионы.
В Тюменской области своя сложность, ведь там три субъекта Федерации в рамках одной области находятся. Возможно, именно этот опыт будет полезен Крыму, ведь на его территории тоже будет два субъекта. Может быть, механизмы взаимодействия, существующие в рамках «тюменской матрешки», пригодятся и Крыму».
Вице-президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия», депутат Госдумы РФ Виктор Зубарев:
«Есть в успешных наших регионах различные законы по поддержке предпринимательства, о государственной поддержке инвестиционной деятельности, инновационной деятельности, поддержке социального предпринимательства и т.д. Я думаю, что на Украине и в Крыму этого не было, и, конечно, этот опыт нужно передать, и проекты наших законодательных инициатив передать. Система принятия решений, создание инновационной инфраструктуры, бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные парки, кластерные парки. Россия пошла здесь достаточно давно, и этим опытом нужно делиться.
Тюменская область – это, во-первых, донорская территория. Там очень неплохая наполняемость бюджета и большая диверсификация производства. В результате там наблюдается достаточно высокий уровень компетенции специалистов. Это обусловливает развитие сферы услуг, где тоже есть хороший опыт, особенно на уровне среднего бизнеса. Конечно, будет передаваться опыт более удачливых регионов, и понятно, что не все регионы у нас такие. Хотелось бы, чтобы новые наши регионы – Крым и Севастополь – заимствовали самый передовой опыт других российских регионов».
Справка: Согласно рейтингу Минрегионразвития, Тюменская область признана лучшей по показателям инвестиционной привлекательности, и вошла в число регионов-лидеров по исполнению бюджета и росту общего объема доходов. Инвестиционный портфель Тюменской области сегодня составляет более 1,3 млрд руб.
Эксперт по инвестициям независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин:
«Думаю, что сотрудничество будет развиваться скорее в форме не передачи опыта, а государственно-частного партнерства, которое будет снижать риски частных инвесторов и способствовать привлечению в Крым инвестиций. До известных событий экономика Крыма привлекала ежегодно иностранных инвестиций на 200-300 млн долл. (без учета внутренних). После вхождения Крыма в Россию иностранцы оценивают здесь риски как очень высокие, поэтому эти инвестиции уйдут. Следует ожидать, что они будут восполнены за счет федеральных и региональных инвестиций, скорее всего, инвестиций госкомпаний и частных компаний, зависящих от госзаказа. В итоге я ожидаю восполнения выпадающих инвестиций. На возможное инвестиционное сотрудничество Тюмени и подопечного района я смотрю так: если в сильном регионе есть база инвесторов, если этим инвесторам дают гарантии, то такой механизм может способствовать притоку инвестиций».
Какой опыт и практики может предложить Тюменская область?
Вячеслав Тимченко дает рекомендации:
«В первую очередь Тюменская область может помочь Черноморскому району положительным опытом, организацией институтов публичной власти, повышением инвестиционной привлекательности, организацией работы по решению социальных вопросов населения, обменом опытом между бизнесменами. Все эти пункты – то, чем Тюменская область всегда славилась, славится и, думаю, всегда будет славиться и служить примером не только для Крыма, но и многих других регионов России».
Справка: Основная специализация Черноморского района - сельское хозяйство, особенно животноводство. Площадь сельскохозяйственных угодий Черноморского района составляет приблизительно 127,185 тыс. га, в том числе 5, 919 га орошаются. На сегодняшний день в районе зарегистрировано 34 хозяйства всех категорий. 18 из них являются крестьянско-фермерскими хозяйствами.
Запущенность – так чаще всего характеризуют дела в Крыму политики и эксперты, имея в виду, в том числе, и сельское хозяйство. Депутат Государственной думы (фракция КПРФ) Николай Харитонов констатирует:
«Проблем много, конечно, в том числе в сельском хозяйстве. Когда в 2005г. мы с Зюгановым ездили в Феодосию прогонять американские корабли, там все было заросшее, заброшенное. Для возрождения Крыма и его сельского хозяйства нужен план развития агропромышленного комплекса Крыма. Это жизнеобразующая отрасль.
Если говорить о передаче опыта, то в Тюмени построено много крупных животноводческих и птицеводческих комплексов, но принципиальное значение имеют кадры. Надо помнить незабвенные слова: «Кадры решают все».
Кадры готовит система образования, а что же с ней в Крыму? Говоря об образовании, эксперты «Клуба Регионов» солидарны в оценке. Руководитель Института политических исследований, член Общественной палаты РФ Сергей Марков:
«Ситуация, которая складывается при сравнении системы образования Крыма с этой системой в других регионах России, очень отличается от той ситуации, которая возникает при сопоставлении ситуации в других отраслях. Например, известно, что в Крыму уровень заработных плат в большинстве сфер экономики достаточно сильно отличается в меньшую сторону от уровня, существующего в России. Огромные проблемы существуют в сфере гуманитарных наук, особенно истории. Особенно много изменений придется вносить в преподавание истории, ведь там были представлены откровенно русофобские концепции. Уровень фальсификации истории в Украине чрезвычайно высок».
Депутат Государственной думы, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин:
«В Крыму почти не изучалась русская литература, а что касается истории, то она изучалась в рамках печально известной книги «Страна Лебедия», где доказывалось, что чуть ли не в троянской войне участвовали укры, а Иисус Христос был украинцем».
Ликвидировать данные перекосы необходимо уже с нового учебного года, и регионы могут здесь помочь. Так, Сергей Марков обращает внимание:
«Российские регионы могут помочь опытом. У них есть опыт работы, а это множество конкретных деталей. Нужна практически индивидуальная система обучения, чиновников прежде всего. Чиновники действуют в рамках инструкций, постановлений и т.д. Что касается чиновников, то как раз для них изменения наиболее существенные. Поэтому желательно закрепить за каждым чиновником помощника из региона, который всегда мог бы ответить на возникающие вопросы».
Олег Смолин, по образованию историк и педагог, поддерживает тесные контакты с российскими педвузами, которые уже заявили о готовности помогать крымским коллегам:
«Я знаю, что целый ряд российских вузов готов поучаствовать в переподготовке крымских учителей. Переподготовка действительно нужна, потому что программы разные, и особенно в сфере гуманитарных дисциплин. Мне кажется, что наиболее перспективным направлением помощи может стать обучение, осуществляемое через технологии электронного обучения».
По всем указанным направлениям реформирования крымского образования Тюменская область работать может, отмечает заместитель председателя комиссии Общественной палаты по образованию и науке, президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь Духанина:
«В Тюменской области очень много наработок в сфере образования. Этот регион очень активный. Там очень большая работа ведется по переподготовке учителей, что особенно важно в период, когда Россия переходит на новые федеральные образовательные стандарты. Также там есть много интересных практик по вопросам организации новой структуры уроков, по вопросам организации воспитательной работы и т.д. Я думаю, что Тюменским педагогам есть чем поделиться».
По мнению экспертов, перестройки требует и система здравоохранения. До воссоединения с Россией в Крыму стационарная и амбулаторная помощь существовали отдельно, укомплектованность кадрами составляла около 50%.
Сопрезидент Объединенной ассоциации заслуженных врачей, заслуженных деятелей науки и работников здравоохранения, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ Валерий Леонтьев, отдав должное хорошей профессиональной подготовке крымских медиков, заострил внимание на административно-организационных проблемах:
«Практически на Украине очень мало занимались организацией оказания медицинской помощи и ее управлением. В этом отношении они очень далеко отстали от России. И вот эта инфраструктура построения медицинской помощи достаточно серьезно страдает. У них, например, совершенно нет медицинского страхования. У них совершенно по-другому построена система оказания различных видов помощи, я имею в виду и детской помощи, и высокотехнологичной помощи, и т.д. Поэтому вот ту систему, которой у них нет, но есть в России и уже хорошо апробирована, необходимо будет там внедрить, унифицировать, обучить персонал. Крыму нужно интегрироваться в систему организации и управления медицинской помощью.
Что касается задач, стоящих перед теми российскими регионами, которые сейчас курируют крымские территории, то очевидно, что необходимые для перестройки системы сведения можно получить непосредственно от людей, которые разрабатывали эти системы, у которых они уже в действии, которые знают их недостатки и преимущества и могут обучать коллег с учетом этих недостатков и преимуществ. И работа регионов с районами Крыма позволяет сделать более эффективным это обучение, более эффективным внедрение нового, уже с учетом того опыта и преимуществ, которые мы имеем, или, наоборот, с учетом недостатков. Это живая работа профессионалов друг с другом и регионов друг с другом. Это позволяет провести данную работу быстрее».
Справка: В марте 2014г. в Тюменской области открыт специальный счет «Крым» для пожертвований от предприятий и частных лиц. Благодаря средствам, собранным на этом счете, удалось направить в Черноморскую ЦРБ медикаментов и лекарственных препаратов на сумму 5 миллионов рублей. Это позволит продолжать лечение жителей Черноморского района в условиях переходного периода, когда прежние каналы финансирования оказались перекрыты, а новая система еще не выстроена.
Своеобразную точку в обмене экспертными мнениями ставит заместитель главы администрации Черноморского района Республики Крым Любовь Просоедова:
«Мы очень плодотворно сотрудничаем с Тюменской областью в направлении методической и материальной помощи в организации надлежащего функционирования объектов ЖКХ и социальной сферы.
Мы очень признательны и благодарны и руководству Республики Крым, и губернатору Тюменской области Якушеву Владимиру Владимировичу, и его команде за внимание и понимание проблем нашего района.
После делегации губернатора уже приезжали руководители и технические специалисты строительных организаций. По его поручению они рассматривали поставленные вопросы, знакомились с объектами. Принятые решения уже исполняются – очень оперативно, очень быстро и квалифицированно. Мы многому учимся и большие надежды возлагаем на помощь руководства Тюменской области.
Еще в советское время на территории нашего района тюменские организации уже работали, строили социальные объекты. Очень приятно, когда мы встречаемся с местными жителями, которые с восторгом рассказывают о сотрудничестве во времена Советского Союза и радуются тому, что тюменцы вернулись. Мы приветствуем то, что именно Тюменская область стала нашим «шефом».
Владимир Якушев, врио губернатора Тюменской области, которому, как и главам других 15 российских регионов, поручено оказывать методическую и материальную помощь Крыму, одним из первых приехал в Крым с делегацией специалистов различных тюменских ведомств, чтобы самому на месте оценить масштаб предстоящей работы по обеспечению функционирования объектов ЖКХ и соцсферы. На одной из пресс-конференций он так обозначил главные задачи, стоящие перед Тюменской областью:
«У нас сложилось четкое понимание, что мы должны делать. Разработана программа сотрудничества между Тюменской областью и Черноморским районом. В первую очередь она затрагивает вопросы функционирования органов власти, бюджетной сферы. Нужно, чтобы вся нормативная база была приведена в соответствие. Эту работу мы сейчас и проводим.
Еще достаточно непростая задача — коммунальное хозяйство. Даже не с точки зрения его технического состояния. Много возникает проблем нормативного регулирования, потому что до последнего времени на территории Крыма не действовало регулятора, люди жили и не понимали, по каким тарифам должны платить, сколько потребляют электроэнергии и т.д. Все это нужно приводить к российским нормативам. Мы это все проходили не один год и знаем, насколько это сложно. Непросто найти и специалистов в ЖКХ, которые достаточно тонко разбираются в тарифной политике».
Наша главная задача — помочь, чтобы системы образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства в Черноморском районе функционировали в рамках законодательства России. Задача, которая поставлена главой государства перед нами, заключается в том, чтобы первого сентября все школьники Крыма обучались по российским стандартам, все образовательные учреждения имели необходимую базу, а система ЖКХ успешно была подготовлена к прохождению зимы».