Заявление вице-премьера Марата Хуснуллина о необходимости решения проблем бедных регионов за счет их присоединения к более богатым может свидетельствовать об обсуждении такого сценария в федеральном центре, считает политолог Илдус Ярулин. Экономист Наталья Зубаревич не видит в подобных планах никакого смысла, а политгеограф Евгений Плисецкий полагает, что создание укрупненных территорий несет опасность чрезмерного увеличения их административных центров и запустения периферии.

О том, что «нам 85 регионов не нужно», Хуснуллин заявил на круглом столе, организованном Высшей школой экономики совместно со «Сбером». «У нас есть ряд регионов, которые не в состоянии ничего выполнять. Но это губернаторы, у каждого аппарат, он приходит ко мне на встречу, приходит к президенту, занимает наше время. Поэтому я считаю, что нужно укрупнять регионы», – заявил вице-премьер, слова которого приводит РБК. По его мнению, целесообразно было бы объединить дотационную Еврейскую автономную область с Хабаровским краем, а Курганскую – с Тюменской областью.

Мнение экспертов

Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ Наталья Зубаревич отметила, что слухи о включении Еврейской автономии обратно в состав Хабаровского края появились еще перед президентскими выборами 2018г., «про Курганскую область тоже шли разговоры, вопрос только, к Тюменской или Свердловской [областям присоединять]». «Чего он [Хуснуллин] вдруг это озвучил, превысил ли он свои полномочия или это пробный шар, я не знаю. Но я совершенно не уверена, что в период турбулентности нужно всем этим заниматься. Тюменская область очень плохо закончила финансово 2020г., там гигантский дефицит бюджета. Правда у них есть заначки, но они вовсе не собираются тратить эти заначки на подтягивание Курганской области. Хабаровский край сильно не богат, это во-первых, во-вторых, власти у него специфические. Конечно, туда можно влить Биробиджан, но это ничего не изменит, просто исчезнет один субъект, а периферийные районы Хабаровского края будут жить так же бедно, как они жили до объединения. А денег им точно достанется меньше, потому что уровень дотационности Еврейской автономии больше половины ее бюджета, и столько счастья они уже не получат, потому что Хабаровск будет не в состоянии им столько давать. Коротко говоря, счастливых не будет», – заключила собеседница «Клуба Регионов».

«Идея присоединения слабых регионов к более сильным обусловлена задачами выравнивания бюджетной обеспеченности и синхронизации планов инфраструктурного развития, – говорит заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Евгений Плисецкий. – Все это исходит из необходимости повышения качества управляемости, потому что распределять усилия по 85 субъектам намного сложнее, чем по 20 более-менее крупным территориальным образованиям».

Хуснуллин высказал идею о необходимости агломераций, созданию которых пока мешает административное деление. Плисецкий считает этот путь противоречивым. «Если идти по пути стягивания ресурсов в рамках новых укрупненных административных единиц, то мы можем получить условно 20 развитых точек с обезлюженной территорией вокруг. Так что ставку нужно делать не только на развитие агломераций, но и на развитие сельских территорий и их включение в фокусы и приоритеты государственной региональной политики», – поделился эксперт своим мнением.

Плисецкий полагает, что сейчас идея объединения субъектов РФ так же далека от реализации, как и в предыдущие годы, поскольку это требует получения согласия населения, к тому же это крайне капиталоемко как по обоснованию предлагаемой конфигурации, так и по перестройке всей системы территориального управления.

Что говорят в регионах

Одним из первых на слова Хуснуллина отреагировал губернатор ЕАО Ростислав Гольдштейн. Он выразил удивление, что идея исходит от чиновника такого уровня, и подчеркнул, что такие вопросы могут ставить только жители самих регионов.

Политолог из Кургана Габдулла Исакаев считает, что объединение с Тюменской областью принесет пользу его региону. «Мы эту тему обсуждали с предыдущим губернатором Богомоловым еще в 2000-х. При нынешних методах управления регионами перспектив у Курганской области нет никаких. Так было, так есть и сейчас. Жители тоже протестовать не будут, потому что они прекрасно видят, как живет Тюмень и как живут они, ведь у нас многие ездят туда на заработки», – сообщил эксперт.

Между тем политолог из Тюмени, директор Института региональной стратегии Александр Безделов сомневается, что слова Хуснуллина отражают планы, обсуждаемые в администрации президента. «Поэтому в Тюмени к заявлениям вице-премьера относятся спокойно, потому что такого рода заявления появляются регулярно. И именно потому, что эта идея неудачная, она и не реализуется. Если следовать критериям, которые Хуснуллин применил к Тюменской области, что это богатый регион, который ни с кем не делится, то это подходит и к Татарстану, у которого тоже есть депрессивные соседи – Марий Эл, Чувашия и Ульяновская область. В этой связи реализация подобного предложения откроет ящик Пандоры, поэтому это предложение просто не имеет права на жизнь», – уверен собеседник.

Профессор кафедры политологии и социологии Тихоокеанского университета Илдус Ярулин не видит смысла объединения «нищей ЕАО и чуть менее нищего Хабаровского края». «А как быть с бюджетом? Еврейская автономия принесет в виде приданого свои долги к должнику Хабаровскому краю?» – задается вопросом эксперт. Он считает, что властям следует решать другие вопросы: искать пути прорыва и решения проблемы межбюджетных отношений. Как вариант, он видит объединение регионов в федеральные округа по экономическому принципу по типу совнархозов. В этом случае более логичным ему видится присоединение Хабаровского края к более близкой ему по экономической структуре Амурской области.

Новое государство к юбилею СССР

Ярулин увидел предпосылки к возможному объединению субъектов РФ в послании Владимира Путина Федеральному Собранию. Он уверен, что план «пересборки России» для решения бюджетных проблем регионов мог серьезно обсуждаться на федеральном уровне, и Хуснуллин, участвующий в этих разговорах, мог просто проговориться. «Сейчас у регионов практически нет суверенитета, а значит, нет нормальной жизни, а центр за всех решать тоже не в состоянии. Значит, нужно искать баланс. Но как это делать? Создавать макросубъекты? И тут вроде бы встает совсем не связанный вопрос: почему до сих пор нет полпреда в Сибирском федеральном округе? Может, полпреды теперь вообще не нужны, и нам предложат новую структуру, и вот эти разговоры Хуснуллина – это отражение серьезной работы, которую ведет федеральное правительство», – рассуждает эксперт.

«Но самое главное – людям-то от этого что-то будет или нет? Или мы опять играем в конструктор, как любят большие начальники? Но решать это будет новая Госдума, а отсюда и подбор, и расстановка людей, которые будут туда избраны. Мы же видим, кого отсекла «Единая Россия» – бунтовщиков. Ну а ЛДПР и КПРФ уже развалены, так что они на любые условия пойдут, лишь бы им дали новые места в парламенте. Значит, получается, что уже в 2022г. новый парламент примет новый федеративный договор и создаст новую страну, тем более основания для этого есть: новую Конституцию мы уже приняли. Выходит, что к 100-летию образования Советского Союза мы получим новую страну. Вот она – магия чисел», – заключил собеседник «Клуба Регионов».

Печальный опыт

Наталья Зубаревич напомнила, что в нулевых уже произошло укрупнение субъектов РФ за счет включения автономных округов в состав краев и областей, и никаких благ этим территориям это не принесло. «Просто спрятали нищету. Вы теперь ничего не знаете про Коми-Пермяцкий округ, про Эвенкийский, Долгано-Ненецкий, Бурятский, а там был самый высокий уровень бедности, самая низкая продолжительность жизни. Они исчезли с карты Родины, но это просто камуфляж наших проблем. Так что в объединении как в инструменте я вообще не вижу способа улучшения экономики. Эти способы другие. Нужно не стулья переставлять, проблема в консерватории, где много что нужно подправить, а этого делать не хотят», – заявила экономист.