В Башкирии хотят создать собственный батальон для участия в спецоперации на Украине. О наборе добровольцев в башкирский батальон имени героя Великой Отечественной войны генерала Минигали Шаймуратова журналистам сообщил председатель общественной организации «Ветераны морской пехоты и спецназа ВМФ» Алик Камалетдинов. По его словам, организация получила больше сотни заявок на вступление в батальон, а возглавить его Камалетдинов готов лично. Он сказал журналистам, что надеется на поддержку властей в формировании батальона. Между тем опрошенные «Клубом Регионов» эксперты уверены, что эта инициатива была спущена сверху.
Политолог Дмитрий Михайличенко, который 35 лет прожил в Башкирии, считает, что инициатором создания национального батальона является глава Башкирии Радий Хабиров. «Я вот сейчас нахожусь в родной Уфе, и здесь видно, что здесь подчеркивают значение Великой Отечественной войны и фигуры генерала Шаймуратова, идет такое стилистическое замещение Шаймуратовым Салавата Юлаева – героя весьма специфического свойства, участника пугачевского бунта. Это [замещение национального героя] чувствовалось еще до спецоперации, поэтому я не удивлен, что такая инициатива [о создании батальона] прозвучала сейчас», – сказал собеседник «Клуба Регионов».
Важность этой инициативы для самого Хабирова Михайличенко объясняет позиционированием власти. По его словам, сознание жителя Башкирии сильно зависит от национальных факторов, там обращают внимание на то, что ты русский, башкир или татарин, но при этом уровень межнационального напряжения в республике ниже, чем в Москве. «Соответственно, для глубинного башкирского народа зайдет тезис о том, что башкиры всегда вносили значительный вклад в дело защиты Родины. Тут можно провести аналогию с северными амурами – подразделением башкир, которые принимали участие во взятии Парижа в XIXв. Я лично выступаю за мир и хочу, чтобы ситуация на Украине как можно скорее разрешилась с меньшей кровью, и эту позицию, я думаю, разделяют многие видные уфимцы. Но региональные власти действуют в этих условиях в других рамках, пытаясь сформулировать приемлемый контур, исходя из инвариантности спецоперации», – продолжает политолог. С другой стороны, он обратил внимание, что, по мнению ряда наблюдателей, желание Хабирова создать собственный батальон сближает его с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, который отправил на Украину батальон «Ахмат».
«Я думаю, что эта инициатива идет из администрации президента и спускается вниз в регионы губернаторам», – рассуждает о создании батальона политолог из Уфы Арсен Нуриджанов. «По-моему, таким образом пытаются поднять патриотический дух и между делом решить проблему мобилизации, которая сейчас не объявлена. Но в этом ничего плохого нет: создание таких воинских подразделений исторически характерно для России, добровольческие батальоны были и в царское время, и в гражданскую, и в Великую Отечественную войну. Другое дело, что лучше бы все выступали за скорейшее заключение мирного соглашения – в этом было бы больше пользы для республики», – сказал эксперт.
Исполнительный вице-президент РАПК Виталий Сергеев обратил внимание, что региональная власть в публичном поле не проявляет намерений создавать свои батальоны, но позволяет делать это общественникам. «Есть общий настрой, увеличилось число желающих принять участие в борьбе с нацизмом на Украине. И если это не канализировать при помощи подконтрольных общественников, то это может вылиться в народное движение, с которым довольно трудно будет работать, потому что это будут люди, которые сделали все самостоятельно, без чьей-либо помощи, и, соответственно, у них будет право на свое мнение. Так что вполне понятно, что это сейчас пытаются контролировать, что власти пытаются придать этому законную, допустимую форму», – комментирует ситуацию политтехнолог.
Сергеев подчеркнул, что необходимости отправлять на Украину новых солдат для участия в военной спецоперации сейчас нет, но добровольцы, особенно с военным прошлым, вполне могут вписаться в эту работу. «Но, помимо этого, есть много других, милицейских функций по охране порядка, – продолжает он. – В конце концов, всех этих сдавшихся украинских военных, которых, если верить украинским пабликам, больше 20 тыс., тоже надо охранять и содержать, это отвлекает определенные силы. Думаю, что люди, которые прошли профессиональную военную подготовку, знают, что такое дисциплина, и умеют выполнять приказы, сделают это лучше, чем солдаты-срочники», – добавил он.
Сейчас «Ахмат» является единственным батальоном с региональной привязкой, который участвует в спецоперации. При этом задания они выполняют в индивидуальном формате, почти не пересекаясь с другими формированиями. По мнению экспертов, башкирский и другие региональные батальоны будут больше включены в решение общих задач, которые ставит военное командование.
«В идеале было бы, чтобы башкирский батальон выполнял второстепенные функции тылового обеспечения, поскольку этот вариант гарантирует меньше потерь. Но, скорее всего, данное формирование будет непосредственно подчиняться командованию специальной военной операции», – поделился своим мнением Арсен Нуриджанов.
Виталий Сергеев полагает, что батальоны из регионов будут встроены в общую военную систему, а интегрировать их будут через казачьи войска. «Думаю, этим батальонам найдут место в строю так, чтобы люди и зря не гибли, и могли реализовать свое желание поддержать страну и реализовать детскую мечту помочь своему деду в Великой Отечественной войне. Теперь этим людям такая возможность представилась», – сказал собеседник «Клуба Регионов».