В Башкирии установили памятник Алдару Исекееву, который на рубеже XVII–XVIIIвв. был послом русского царя в казахском Младшем жузе, но примкнул к мятежу, за что и был казнен. Некоторые СМИ и Telegram-каналы назвали факт установки такого памятника уступкой националистически настроенным башкирам. Политолог Дмитрий Михайличенко увидел в этом попытку губернатора Радия Хабирова использовать образ Исекеева для противопоставления культу Салавата Юлаева. Михайличенко пояснил: Исекеев далеко не самый известный национальный герой, поэтому использование его образа логично укладывается в политику Хабирова, который взял мягкий курс на изменение истории. «Сейчас идет поиск героев, которые не противостояли российскому государству, как Салават Юлаев, а служили России. А в биографии Исекеева есть такие факты: он был участником крымских походов и фактически сотрудничал с Российским государством. Да, он участвовал в восстании башкир, но этих восстаний в XVII–XVIIIвв. было очень много», – говорит эксперт. Он отметил, что в этот ряд в качестве альтернативы Юлаеву вписывается фигура генерала Минигали Шаймуратова, имя которого носит добровольческий башкирский батальон, участвующий в СВО. Политолог характеризует этих персон как «субъектных представителей башкирской элиты, которые готовы служить, но готовы сказать «нет».

«Я бы не стал осуждать [установку памятника], но русский националистический дискурс ориентирован на полное отрицание всего нерусского и агрегирован на то, чтобы россияне агрегировали в себя все русское, а все нерусское растворилось. Но Башкирия на это, конечно, не пойдет», – продолжает Михайличенко. Сам он убежден: «В условиях централизованной империи нацменьшинствам нужно давать пространство для собственной идентичности». А реальная национальная политика, по мнению политолога, должна сохранять баланс между национал-патриотическими настроениями и инклюзивностью, чтобы приемлемо было и то и другое.

Доктор политических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, член ОП РФ Владимир Зорин отмечает, что сейчас многие исторические персонажи переосмысляются и попадают в центр общественных дискуссий. «Так же спорят по поводу фигуры Колчака, Маннергейма, Салавата Юлаева, Тохтамыша и других исторических личностей. Но вообще все такие памятники должны быть предметом общественного согласия и устанавливаться, безусловно, после консультаций с общественностью. Важно, чтобы спор вокруг исторических личностей не обострял современных противоречий. К примеру, Ивана Грозного нет на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, а он был установлен еще в царское время – тогдашняя власть учла настроения новгородцев», – привел пример эксперт.

Комментировать установку памятника именно Исекееву Зорин не стал, сославшись на то, что не очень хорошо знаком с биографией этой личности, чтобы давать оценку. При этом он отметил, что установка памятников и памятных знаков находится в компетенции органов местного самоуправления, которые отвечают за то, что происходит на их территориях. Вместе с тем Зорин заметил, что история полна противоречивых личностей, которые оказывали разное влияние на сохранение народного единства и проявление сепаратистских настроений.

«Здесь, безусловно, важна историческая оценка личности. Если история рассматривает человека как сторонника сепаратизма, экстремизма и противника единства с Российским государством, то памятники таким героям не будут способствовать консолидации общества в это трудное время санкционного давления и информационной войны против России. Вопрос с Исекеевым мы еще изучим, но вообще хочу сказать, что вопросы установления памятников нередко используются, чтобы решать современные задачи, нередко в ущерб исторической правде. К сожалению, войны памяти продолжаются, а наш собственный опыт говорит, что в прошлом нам надо искать не то, что разъединяет, а то, что нас объединяет, делает сильнее», – заключил собеседник «Клуба Регионов».

Добавим, Исекеев был потомственным тарханом и старшиной Бурзянской волости, на территории которой сейчас находится одноименный район. Памятник, установленный 16 августа в деревне Атиково, не первый монумент в его честь. В 2017г. памятник Алдар-батыру торжественно открыли в Баймаке, а в 2020г. еще один монумент в его честь появился рядом с домом культуры в селе Второе Иткулово, который капитально отремонтировали в рамках нацпроекта «Культура».