Госсобрание Башкирии разработало проект поправок в уголовный кодекс РФ, в котором предлагается смягчить наказание за экономические преступления. Сейчас есть три условия, чтобы получить условное наказание: человек впервые совершил преступление, он полностью покрыл ущерб, и третье – в бюджет выплачена двойная сумма ущерба. Парламентарии предлагают отменить третий пункт. По их мнению, это исключит неравенство между богатыми и бедными подсудимыми.

Председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет», член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов такую инициативу не поддерживает. По его мнению, наказание должно быть связано либо с лишением свободы, либо с выплатами штрафов. «Мы не должны забывать о таком понятии как «деятельное раскаяние», а то получается интересная история – ты украл, вернул, и как будто ничего не было. В чем тогда суть наказания, в том, что тебе записали условный срок? Я считаю, что это не совсем правильно. Человек должен быть наказан». При этом эксперт отмечает, что степень наказания нужно выбирать исходя из ситуации и тяжести преступления. «Здесь не нужно всё рубить сплеча, нужно обсуждать, где-то нужно гуманизировать. Вся проблема по большей части заключается в том, что нужно пересмотреть уголовный кодекс. Возьмем в пример 163 статью «вымогательство», за которую сейчас судят Сашу Баязитову. Мы понимаем, что статья писалась в конце девяностых – начале двухтысячных, когда вымогательство происходило с паяльниками и утюгами. Сейчас времена другие, и исходя из этого нужно менять уголовное право, так как появились уже другие виды преступлений». Кабанов подчеркивает, что уголовный кодекс нужно менять системно, а не просто латать.   

Зампред комитета по экономической политике Госдумы, член попечительского совета «Молодежного союза юристов Российской Федерации» Артём Кирьянов поддерживает инициативу башкирских парламентариев, аргументируя свою позицию тем, что значительное количество предпринимателей оказывается в ситуации расследования уголовного дела не по злому умыслу, а вследствие нехватки знаний. «Госдума и все соответствующие госорганы занимаются гуманизацией уголовного кодекса в части совершения преступлений экономической направленности. Основной посыл процесса гуманизации заключается в том, что экономически активные граждане должны продолжать свою деятельность, развивая экономику страны. И они не должны проводить время на неквалифицированной работе в рамках своего уголовного срока». При этом Кирьянов отмечает, что не может быть и речи о том, чтобы полностью освободить граждан, совершивших экономические преступления, от компенсации потерь бюджета.

С тем, что у бизнесменов низкий уровень правовой грамотности, согласен и заместитель секретаря ОП, заслуженный юрист, доктор юридических наук, профессор Владислав Гриб. По его мнению, если человек однажды оступился, но выплатил нанесенный ущерб, то государство не должно его сильно наказывать: «Бизнес создает рабочие места, платит налоги, то есть помогает экономическому росту России. К этим людям нужно относиться с большим уважением, потому что они рискуют ради бизнеса своим имуществом, здоровьем, собственностью. У них и кредиты в банках, и задачи по поддержанию стабильной работы в непростых условиях». Эксперт уверен, что экономических преступлений при смягчении наказания больше не станет: «Абсолютно некорректно проводить такую параллель: тут любой криминолог скажет о том, что нет такой прямой зависимости. Нужно в первую очередь проводить профилактические работы, помогать, у нас для этого есть все ресурсы. Если человек впервые совершил экономическое правонарушение, ему должны пойти навстречу. Но мы очень часто используем только карательные методы, а они иногда ведут к противоположному эффекту».