Ни информационная политика Башкирской содовой компании, ни действия руководителя республики Радия Хабирова не смогут решить проблему протестов из-за разработки шихана Куштау, считает политолог Дмитрий Михайличенко. По его словам, у федерального центра есть однозначная установка, что компания должна работать. Политолог полагает, что Кремль рано или поздно будет вынужден вмешаться в ситуацию с башкирскими протестами, но надеется, что смогут обойтись без применения силы к защитникам горы.

В Башкирской содовой компании опровергли свое собственное заявление о приостановке геологоразведочных работ на шихане Куштау. Там уточнили, что лишь частично приостановили расчистку леса, чтобы не подвергать риску здоровье и жизнь активистов, разбивших лагерь возле горы и выступающих против работ в этом сакральном для них месте.

Защитники шиханов выступают против разработки Куштау для добычи известняка, необходимого для деятельности БСК. 9 августа 2020г. возле шихана прошел флешмоб в его защиту с участием около 3 тыс. человек, после которого на активистов напали охранники и около 300 неизвестных молодых людей.

При этом содовая компания продолжает кампанию в СМИ, пытаясь убедить граждан в необходимости разработки Куштау. Там сообщили, что только за 2019г. перечислили в бюджеты всех уровней около 18 млрд руб. налогов. В Telegram-каналах между тем распространяют информацию, что в протестах якобы участвуют радикальные исламисты, а СМИ пишут о том, что действия активистов проплачены.

Глава Башкирии Радий Хабиров, который и принял решение отдать Куштау БСК, уже несколько дней никак не комментирует ситуацию. Не реагируют на протесты жителей и в федеральном центре, хотя защитники горы направили обращение к Владимиру Путину.

Политолог Дмитрий Михайличенко считает, что в Кремле ждут, пока эту проблему решит Хабиров, и у федерального центра есть четкая позиция по этому вопросу. «На уровне центра принято решение, что завод должен работать, а тема модернизации производства и вложения в это больших средств уже ушла из повестки, потому что ее, как и использование альтернативных источников [известняка], обсуждали еще в 2015–2016гг. Сейчас, в период пандемии, когда во втором квартале ВВП падает на 8%, ни о каких масштабных вложениях речь не идет. Все позиционируется так, что рабочие места должны быть сохранены, несмотря ни на что. Плюс БСК имеет ключевое значение для оборонной промышленности. Сода – это стратегическое сырье, от которого не будут отказываться», – прогнозирует эксперт.

Что касается регионального руководства, то, по словам Михайличенко, на аппаратном уровне в администрации главы Башкирии происходят «очень серьезные действия», например, назначен вице-премьер, который будет заниматься шиханами. «Это проблема, которая беспокоит власти наравне с пандемией. Она из разряда топовых», – говорит политолог. Он предполагает, что Хабиров может высказаться о проблеме после того, как пройдет информационная волна, которую запустила БСК. При этом саму эту информационную кампанию он назвал провальной.

Рассуждая о действиях протестующих, политолог отметил, что это не политическая акция и что активисты готовы к диалогу с властью. «Но я сомневаюсь, что такой диалог будет, потому что Хабиров позиционирует себя как сильного лидера, который уже высказал свое решение, и все должно быть сделано так, как он сказал. Но у республиканских властей есть такая структура, как совет по правам человека, и они предпринимают действия, чтобы не было столкновения кость в кость, с применением насилия. Это к вопросу об этих чоповцах, использование которых 9 августа очевидно является инициативой БСК. Полиция же пока сохраняет нейтралитет, но если так будет продолжаться, то дойдет до федерального вмешательства, применения Росгвардии, которая, конечно, поддержит промышленников. Но пока они не вмешиваются, считая, что либо БСК, либо республиканская власть смогут урегулировать ситуацию, объяснить все людям, и они разойдутся. Но очевидно, что этого не происходит», – рассуждает собеседник «Клуба Регионов».

Михайличенко считает, что без вмешательства федцентра решить конфликт не удастся. Вместе с тем он надеется, что в руководстве страны постараются избежать силового воздействия на протестующих, поскольку это еще больше подстегнет противостояние власти и активистов.