Юнус-Бек Евкуров сформировал новый состав правительства, 70% членов которого остались на своих должностях, а новыми министрами стали бывшие советники главы Ингушетии. Оппозиционер Накир Добриев уверен, что такими рокировками Евкуров пускает пыль в глаза, чтобы обезопасить себя от претензий федерального центра в связи с серьезными финансовыми нарушениями. «Евкуров занял политически грамотную позицию: если кого и отправлять в отставку, то не его, а членов кабмина», – говорит политолог Антон Чаблин.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров сформировал новый состав правительства после того, как старый отправил в отставку за профнепригодность. Своих мест в правительстве в итоге лишились его председатель Абубакар Мальсагов, министр образования Владимир Трубицын и зампред правительства Мадина Гойгова. Семеро членов правительства сохранили свои позиции, при этом двое советников Евкурова, Юсуп Костоев и Магомед Гогиев, получили повышение: Гогиев стал вице-премьером, а Костоев – министром образования. Кроме того, глава Ингушетии произвел изменения в руководстве компании «Ингушэнерго», назначив его руководителем Султана Цечоева, который ранее был уволен с этой должности.
Оппозиционер, руководитель ингушского отделения партии «Народный союз» Накир Добриев обратил внимание, что правительство Евкурова изменилось всего на 30%, да и то за счет «старой команды» и «пенсионеров», которые не обладают должной компетенцией. Например, Цечоев, по словам оппозиционера, за два предыдущих года руководством «Ингушэнерго» «полностью его развалил», а Костоев «никогда не работал ни учителем, ни завучем, ни директором». Добриев решение о назначении Цечоева связал с тем, что скоро в республику придут 1,2 млрд руб. в рамках программы по замене электросетей.
Добриев расценивает отставку правительства как «пускание пыли в глаза». Он сообщил, что этому предшествовал визит в Ингушетию российского премьера Дмитрия Медведева, который «критиковал Евкурова и высказывал свое недовольство». Оппозиционер также считает, что Евкуров таким кардинальным кадровым решением защитил себя от причастности к «исчезнувшим» 544 млн руб., выделенным Ингушетии Минэкономразвития РФ для поддержки малого и среднего бизнеса. Решение об этом было принято тогдашним главой ведомства Алексеем Улюкаевым в 2014г. и широко анонсировалось провластными СМИ. Тогда же сообщалось, что этот транш станет самым крупным из всех выделенных республикам Северного Кавказа. «Это немалые деньги для нашей республики. Ну, пусть он [Евкуров] покажет, кому он эти деньги дал из малого и среднего бизнеса? Нигде эта сумма не афишируется, у правительства республики абсолютно никакого нет отчета. И поэтому Евкуров решил сделать хитрый ход перед Кремлем: он распустил правительство», – рассказал Добриев «Клубу Регионов». Он также сообщил, что в республике ждут, когда этим делом займутся правоохранительные органы. Добриев убежден, что Евкурова за это рано или поздно снимут с должности. «Мы думали, что приедет Медведев и Евкурова снимут. Но этого не произошло. Теперь сказали, что 20 декабря прилетит Путин и отправит Евкурова в отставку», – сказал он.
Старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО МИД России Вадим Муханов в интервью «Клубу Регионов» обратил внимание, что сообщения о том, что Путин приедет в ту или иную кавказскую республику, чтобы снять ее руководителя, регулярно возникают во всех субъектах СКФО, кроме Чечни. Вместе с тем эксперт отметил, что в Ингушетии давно существует серьезная оппозиция Евкурову, «которая часто, особенно в последние два года, его критикует», что выражается в различных конфликтах, которые происходят у Евкурова с общественно-политическими деятелями как в Ингушетии, так и в соседних республиках. «Такое конфликтное поле существует, там есть недовольные, но эта ситуация не является эксклюзивной для Ингушетии, потому что такая же серьезная оппозиция действующим властям есть в Дагестане, Кабардино-Балкарии и даже Карачаево-Черкесии», – добавил Муханов.
Кавказовед также подчеркнул, что у Кремля нет системной кадровой политики в отношении Северного Кавказа: «Тут вообще нет логики, что если человек не справляется, то его в течение месяца снимают и назначают нового, более эффективного менеджера. Скорее это происходит, если какой-то республиканский лидер выходит из доверия федерального центра, или у него возникает с ним серьезный конфликт, или возникает очень резонансный информационный повод, обойти который федеральный центр не может». Как следует из слов Муханова, ни то, ни другое к Евкурову не относится.
Ингушетия довольно «мозаицирована», очень сильно противостояние между тейпами, и неоднократно было так, что в адрес Евкурова выступали с критикой люди, которые преследовали свои личные интересы, обращает внимание политолог Антон Чаблин. «При этом нельзя сказать, что к нему претензий нет, но у Москвы, как мне представляется, к нему претензий точно мало», – говорит он. Ротацией правительства Евкуров обезопасил себя от претензий федерального центра, продолжает Чаблин: «Фактически к нему не может возникнуть претензий, потому что он несколько раз ротировал правительство, причем несколько раз отправлял кабмин в отставку, указывая на его неэффективность, на не совсем грамотный подход к распределению бюджетных средств, неисполнение его личных поручений по социально-экономическому развитию республики. В ноябре при отставке правительства таких жестких слов не прозвучало, но подразумевается, что он дистанцировал себя, что он – это человек над схваткой, который задает стратегический вектор развития, и если правительство не выполняет его указаний – он его отправляет в отставку. Помните, сколько кабинетов в Ингушетии уже поменялось? То есть Евкуров занял политически грамотную позицию: если кого и отправлять в отставку, то не его, а членов кабмина», – поделился эксперт своими размышлениями. Чаблин также напомнил, что громких уголовных дел в отношении членов команды Евкурова массово не возбуждали, а «последний такой вал» был после ухода Мурата Зязикова.
По словам политолога Анжелы Матиевой, в Ингушетии, как и в любой другой республике, есть много проблем, ключевой из которых является безработица. «Вся остальная масса проблем вытекает оттуда», – считает она. «Со строительством школ, детских садов, культурных объектов у нас, слава богу, движение есть – это заметно и люди это видят. Но что касается экономической составляющей, то здесь нужно работать, работать и еще раз работать. Здесь есть масса, миллион проблем, о которых можно очень долго говорить. В этом направлении нужно работать более активно с учетом того, что Ингушетия – это регион, где самый высокий процент безработицы в России. С учетом этого нужно еще дополнительно вводить какие-то программы, субсидии, гранты, дополнительно еще что-то, чего нет в других регионах РФ. Создание рабочих мест – одна из самых главных проблем, и если она будет решена, многие остальные проблемы просто отпадут. У молодых есть огромное желание, у нас есть большой потенциал. Ребят, которые закончили вузы и вернулись в республику, их просто жалко: они не могут ни приложить свои способности, ни организовать свое дело», – описала ситуацию политолог. Матиева признается, что не знает, каким потенциалом для решения данной проблемы обладают власти республики, но не представляет, что у Евкурова нет желания создавать рабочие места. По мнению эксперта, решить главную проблему Ингушетии федеральные и региональные власти могут только сообща.