Глава Карелии Артур Парфенчиков предложил создать онлайн-карту всех выявленных случаев заражения коронавирусом в регионе «вплоть до указания улицы и номера дома». Политолог Олег Реут отметил, что предложение Парфенчикова прозвучало после его недавних заявлений, в которых он указывал на представителей национальной диаспоры среди зараженных. Еще одним негативным фоном для создания такой карты, по мнению эксперта, является возбуждение уголовного дела о геноциде в концлагерях в Карелии. По словам Реута, эти события «актуализовали линии разлома внутри региона между русскими и коренным населением».
Создать онлайн-карту всех выявленных случаев заражения коронавирусом в Карелии поручил глава республики Артур Парфенчиков. Он подчеркнул, что карта должна быть составлена «вплоть до указания улицы и номера дома», где были выявлены случаи заражения. Стоит сказать, что инициатива главы Карелии вызывала неоднозначную реакцию. Противники появления карты отмечают, что такие данные могут привести к нарастанию паники, а также травле, насилию по отношению к заболевшим.
Политолог Олег Реут подчеркнул, что инициатива Парфенчикова о создании онлайн-карты наложилась на ряд других событий. В их числе – предыдущее заявление главы региона, в котором он указывал на представителей национальной диаспоры среди зараженных, а также возбуждение уголовного дела о геноциде в концлагерях в Карелии. «На прошлой неделе Следственным комитетом РФ было возбуждено уголовное дело по фактам геноцида в отношении русского населения на оккупированной финнами территории Карело-Финской ССР в годы войны. Суть в том, что в концлагерях на территории Петрозаводска преимущественно находились русские. Карельское и финское население имело более послабленный режим оккупации. Казалось, что эта страница перевернута. Но возбуждение уголовного дела актуализировало линию разлома внутри региона между русскими и коренным населением. То есть это событие создало некий фон. Поэтому дальнейшее заявление Парфенчикова о том, что выявлена самая большая группа заболевших и она принадлежит к национальной диаспоре, легло на эту начавшуюся несколько лет назад скрытую дискуссию по поводу своих и чужих. И потом глава Карелии делает третий шаг и говорит, что давайте создадим онлайн-карту и будем отмечать дома, где эти люди находятся. То есть, таким образом, будут отмечаться дома, в том числе национальных диаспор, которые воспринимаются как чужие», – сказал Реут.
По его мнению, появление такой карты может привести к разделению в обществе: «Очевидно, что публикация карты – это неадекватная мера. Она рождает только конфликт. В других эпидемиологических обстоятельства это могло быть воспринято нормально, но сейчас эта мера проводит разделительную линию среди граждан. А губернатор демонстрирует, что он этого не понимает».
Стоит сказать, что ранее врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев заявлял о травле семьи в Усть-Куте, в которой ребенок заразился коронавирусом. После того как о диагнозе ребенка стало известно в соцсетях, в адрес семьи начали поступать угрозы и оскорбления.
Доцент кафедры эпидемиологии и доказательной медицины первого МГМУ им. И.М. Сеченова, кандидат медицинских наук Роман Полибин отметил, что опыт создания онлайн-карт, где обозначались выявленные случаи заражения инфекциями, уже существовал: «Такой опыт уже есть, в том числе за рубежом. Безусловно, стоит обращать внимание на реакцию населения на создание таких карт. Но в тех ситуациях, которые были, это не приводило к какой-либо травле по отношению к заболевшим. В том же Китае такой опыт использовался и этот инструмент эффективно работал».
Директор ООО «Центр медицинского права» Андрей Карпенко заявил, что создание таких карт возможно, но без опубликования личных данных граждан: «Если на карте не обозначены никакие персональные данные, то польза может быть от таких карт. Если это номер дома без какой-либо конкретики, например указания этажа, квартиры, не дай бог, то закон не запрещает создавать такие базы данных. Возможно, в таком случае люди смогут минимизировать посещения этих мест или руки лишний раз помоют, если были рядом с таким домом. По совокупности признаков пользы больше от такой меры, чем вреда».