Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков назвал очень масштабным законопроект о северном завозе, презентация которого состоялась в комитете Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики. До сих пор в российском законодательстве не было такого понятия «северный завоз», хотя от него зависит благополучие более 3 млн россиян, обеспеченность жителей северных территорий продуктами и товарами первой необходимости.

По словам министра Чекункова, «очень важны голоса регионов; все 25 субъектов РФ, которые сильно зависят от северного завоза, приняли активное участие в подготовке законопроекта. Не только потому, что цены на самые важные товары, такие как хлеб, молоко, выше в два – три раза из-за сегодняшнего неэффективного устройства северного завоза, а на топливо до 11 раз, но и гарантированность, надежность поставок иногда оказывается под угрозой». Законопроект имеет стратегическое значение, так как вводит понятие опорной инфраструктуры северного завоза и регулирует важнейшую область хозяйствования. Ключевым аспектом является определение приоритетности грузов для портов и транспортных компаний.

Председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов уточнил, что 50% северного завоза приходится на Якутию, 17–18% – на Камчатский край, 8–10% – на Чукотку, остальное распределяется между другими субъектами РФ. Во время нулевой презентации в Госдуме 27 октября представители 25 регионов были на связи и участвовали в обсуждении. Теперь Минвостокразвития доработает документ с учетом новых предложений и замечаний, передаст в правительство РФ. «Думаю, к марту 2023г. этот закон может быть принят, он многие узлы развяжет, и многие вопросы будут решаться оперативнее, эффективнее», – добавил Харитонов.

В Якутии часть объемов завоза приходится на столицу республики – Якутск с населением 341 тыс. человек. В регионе уже 20 лет работает система завоза продовольствия на базе предприятия «Якутоптторг», которое в течение года поставляет социально значимые продовольственные товары в арктические районы и в труднодоступные населенные пункты республики, причем разными видами транспорта – водным, авто и авиа. Накоплен большой опыт завоза продуктов через единого оператора, а также через другие компании, поставляющие топливо, оборудование, стройматериалы; кроме того, Якутия стала пилотным регионом в проекте по цифровизации северного завоза, и этот опыт оказался эффективным, достойным к тиражированию в других субъектах РФ, делают вывод эксперты. Проект «цифрового двойника» северного завоза направлен на выстраивание оптимального маршрута и определение стоимости поставок. После успешного тестирования на территории Якутии он будет распространен на другие субъекты Арктической зоны России.

К республике сейчас также пристальное внимание, с учетом поручения президента Владимира Путина к марту 2023г. разработать и внести в Госдуму законопроект о едином координаторе северного завоза. Якутия всегда сама занималась завозом, поэтому Айсен Николаев допускает, что одна из местных компаний могла бы взять на себя роль единого федерального оператора. К примеру, Ленское объединенное речное пароходство доставляет грузы на Чукотку, в районы Красноярского края и в другие регионы.

Научный руководитель РЭУ имени Плеханова, доктор экономических наук Сергей Валентей поддерживает внедрение цифровых технологий в этой сфере, тем более что Якутия известна своей IT-зрелостью, входит в девятку лучших регионов страны. «Для решения привычных задач используются новые методы, и это правильно – естественный процесс, движение вперед. Сегодня IT-технологии внедряются везде, по всему миру, и в сложных природно-климатических условиях Севера тоже необходимо использовать спутники для сбора информации, оперативно обрабатывать и анализировать, передавать на суда и на материк», – сказал эксперт «Клубу Регионов».

Якутия является одним из основных инициаторов законодательного регулирования северного завоза на федеральном уровне. Объем средств всех отраслей экономики, направляемых на опережающий завоз грузов, оценивается в 375 млрд руб., что составляет почти четверть валового регионального продукта. Законопроект о северном завозе, по мнению главы республики Николаева, – это существенный шаг для обеспечения надежности и повышения качества жизни. Поэтому он должен быть конкретным, понятным для людей и ощутимым по мерам поддержки.

В сентябре этого года на Восточном экономическом форуме глава Якутии внес несколько предложений. «Выделение средств из федерального бюджета на возмещение расходов на уплату процентов по банковским кредитам юридическим лицам – участникам северного завоза; предоставление госгарантий и бюджетных кредитов РФ системообразующим организациям – участникам северного завоза; предоставление субсидий на компенсацию экономически обоснованных расходов теплоснабжающих организаций, понесенных в связи с ростом цен на жидкое и твердое топливо», – перечислил Айсен Николаев свои инициативы. Также он предложил законодательно закрепить понятие «сезонная автомобильная дорога» в проекте федерального закона и расширить субсидирование стоимости доставки топлива железнодорожным транспортом для Дальнего Востока, в зависимости от направлений, добавив в перечень субсидируемых станции Сибирского федерального округа.

Депутат Госдумы, член комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Владимир Новиков считает, что инициативы республики могут быть поддержаны: «Решения о компенсации расходов и по другим вопросам, о которых говорил глава Якутии, могут быть приняты, так же как они принимались по грузам, транспортируемым на Дальний Восток по железной дороге. Это же ценовая политика: если мы хотим, чтобы товары для населения были дешевле и если бюджет готов взять на себя часть расходов, то очевидно, что произойдет снижение транспортной составляющей в цене продукта. Мечта любого губернатора, чтобы продукты в его регионе стоили дешевле, чем есть, поэтому и Айсен Сергеевич прав в своем желании. Другой вопрос, в какую сумму это обойдется федеральному бюджету. В целом, конечно, тема северного завоза и развития арктической зоны, круглогодичного дополнительного транспортного канала очень важна. Жители России, которые получают продукты и другие поставки в рамках северного завоза, не должны быть оторваны от большой земли. Поэтому и ледоколы новые производятся, выходят на линию, и заказы есть на верфях. Независимо от того, какая экономическая ситуация в стране, северный завоз – это стратегическое направление».

Руководство Якутии не допускает срывов северного завоза, в том числе в этом году, когда многим регионам пришлось экономить из-за западных санкций, роста цен на многие товары. В Якутии еще в марте были приняты оперативные решения, и по поручению Николаева для предприятий – участников северного завоза предусмотрели бюджетные кредиты на 5,5 млрд руб. Также были выданы госгарантии по кредитам на завоз топливно-энергетических ресурсов на 1,87 млрд руб., и «Якутоптторг» получил субсидию 208 млн руб. для поставок и запаса продовольствия в арктические и труднодоступные районы. При этом часть запланированного объема впервые доставили в Якутию из Краснодарского края через Севморпуть. В дальнейшем такая практика поможет и республике, и другим арктическим регионам экономить на стоимости доставки, выбирая по возможности именно морской, а не другие виды транспорта.