Ставропольский губернатор Владимир Владимиров начал свой информационный год с традиционной пресс-конференции в День российской прессы, где рассказал журналистам о планах и задачах на 2023г. По словам Владимирова, главный итог прошедшего года – регион выполнил все запланированные задачи. «Все параметры, которые мы для себя ставили, либо достигнуты, либо перевыполнены, и это касается всех направлений и отраслей. Вы знаете, что мы хотим достичь объема ВРП в 2024г. 1 трлн руб., и прошлый год мы закончили с результатом 925 млрд, наш бюджет за год вырос почти на 30%, что на 10% превысило наши ожидания, мы однозначно справились. Поручения, которые нам давали, мы все выполнили и на федеральном, и на региональном уровне. И дальше продолжим эту работу», – отметил губернатор.

По словам Владимирова, в бюджете на 2023г. в полной мере заложены индексации заработных плат и социальных пособий, а также обеспечение федерального софинансирования. Кроме того, предусмотрены средства на исполнение трех региональных программ развития.

Одним из главных направлений работы остается поддержка участников СВО, их семей, а также работа на новых территориях. Как рассказал Владимиров, сейчас главы четырех районов командированы в зону СВО с гуманитарными грузами. Правительство края готовит дополнительные меры поддержки. В частности, планируется для семей мобилизованных полностью компенсировать транспортный налог и налоги на землю. Есть предложение продолжить практику освобождения от платы за детские сады. Рассматривается вопрос по оплате учебы детей, чей отец пострадал в СВО. Основной акцент, который сделал губернатор: Ставрополье развивает комплексную и системную поддержку участников СВО.

По мнению доктора политических наук, декана факультета международных экономических отношений, профессор департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Павла Селезнёва, выстраивание комплексной работы в первую очередь помогает эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами и получать нужный результат за счет синергии прилагаемых усилий. «Это происходит, когда положительный результат на одном из участков работы облегчает решение задач на ином фронте деятельности, – объясняет Селезнёв. – Например, грамотное выстраивание работы с волонтерами заметно облегчает задачу поддержки мобилизованных и их семей. Системный подход в выстраивании управленческого процесса можно рассматривать как ресурсосберегающую инициативу, во-вторых, это позволяет оперативно мониторить промежуточные результаты в рамках решения поставленных задач. Глава региона имеет перед собой полную картину происходящего, а не отрывочные, не связанные между собой блоки информации, и потому может полноценно планировать дальнейшие действия».

Селезнёв считает, что навыки взаимодействия, приобретенные при организации работы по поддержке граждан в рамках СВО, будут востребованы и после завершения спецоперации. «Перед региональным руководством стоит широкий фронт задач, и опыт системной работы станет одной из важнейших предпосылок их решения», – уверен эксперт.

В свою очередь депутат Госдумы, политолог Олег Матвейчев, комментируя заявления ставропольского губернатора, сделанные в ходе пресс-конференции, обращает внимание, что Владимирову в целом свойственен комплексный подход, и это касается не только помощи жителям Ставрополья, участвующим в СВО, а также их семьям, но и работы с подшефной территорией – Антрацитовским районом ЛНР.

«Нужно понимать, что сегодня оценка деятельности губернаторов ведется в том числе и с учетом такого показателя, как помощь подшефным регионам новых территорий РФ. Мы знаем, что наиболее развитые регионы РФ, а Ставропольский край, безусловно, к ним относится, получили подшефные районы, и восстановление этих территорий, приведение их к общему знаменателю, всероссийским нормам – это задача губернаторов, – говорит политолог. – И тут уже каждый губернатор решает, как выполнять эту задачу. Можно делать это в виде благотворительных акций, разовой помощи, строительства отдельных объектов: вот мы построили вам больницу или восстановили дорогу. А можно помогать системно, выстраивая комплексную программу работ, как это делает губернатор Владимиров. То есть сделать так, чтобы помощь была, что называется, по всему спектру требований ЛНР, по всему спектру запросов, которые ЛНР делает. Соответственно, огромный Ставропольский край изыскивает возможности тоже на своих разных территориях, для этого Владимиров подключил глав городов и районов, выделив каждому свой участок, и в конечном итоге эта нагрузка на бюджет и на весь край ложится равномерно».

Развитие туризма остается одним из ключевых направлений региональной экономики, однако, рассказывая о стоящих перед краевым правительством задачах по модернизации курортной инфраструктуры, Владимиров подчеркнул, что отдых на Ставрополье должен оставаться оздоровительным, а задачи природоохраны на Кавказских Минеральных Водах стоят рангом выше экономических задач.

Доктор экономических наук, директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец считает, что Владимиров абсолютно прав, придерживаясь такого подхода. Выбирая природоохранный приоритет, он тем самым создает фундамент для развития туристической отрасли, а следовательно, и для получения стабильного экономического эффекта от ее работы в будущем. «Владимиров прав, если край хочет сохранить Кавминводы как оздоровительный кластер всероссийского масштаба, то нельзя застраивать заповедные территории. И нагрузка на экологию региона не должна быть чрезвычайной. То есть под дачи, под застройку, под пансионаты не должны отводиться территории, которые являются частью природного охраняемого ландшафта и собственно источником того самого оздоровления, за которым туда люди едут. Строительство не должно мешать эксплуатации природных ресурсов. Развитие экономики – это с одной стороны, конечно же, важно, но с другой – если строительство будет бесконтрольным, то ценность территории для туристов, для людей, которые едут за лечением, упадет, народ перестанет туда ездить. При бесконтрольном природопользовании мы получим и ущерб экологии, и ценность Кавминвод для туристов снизится. Поэтому экология первична, а потом уже строительство и развитие туризма», – пояснил собеседник «Клуба Регионов».

Из стратегических задач региона Владимиров также выделил кадровую политику. По его словам, сейчас крайне важно повысить уровень образования до требований экономики и уделять особое внимание целевому обучению молодых специалистов, которые после получения образования придут работать в краевую экономику и социальную сферу.

По мнению Алексея Зубца, внимание к кадрам – это действительно стратегическая задача, а реализовать тезис Владимирова о соответствии образования запросам экономики власти региона могут только совместными усилиями с образовательными учреждениями края, которые занимаются подготовкой кадров для экономики региона. «Образование само по себе никогда не соответствует потребностям экономики, потому что образование должно быть базовым, фундаментальным. А вот доводка специалистов до ума, до кондиции, до конкретных требований конкретного заказчика должна быть на месте, и тут как раз должны включаться в работу региональные власти и местные предприятия. Если брать, например, наиболее близкую мне сферу – экономику, то в институте студент получает базовые основы, учится правильно анализировать экономическую информацию, у него появляются какие-то базовые знания, он начинает понимать, о чем вообще идет речь. А вот практика специалистов, их, скажем так, наполнение головы специальными знаниями – это уже задача конкретного заказчика, конкретного бизнеса. Поэтому экономика, если говорить о ее прикладной стороне, – это образование уже на месте работы выпускника того или иного вуза. Практико-ориентированная подготовка – это история, завязанная на подготовку специалистов на месте. То есть они должны проводить большую часть своего образовательного времени не в аудиториях, а на месте, уже в бизнесе. Во-вторых, качество образования зависит от количества практиков, которые преподают в вузах. Надо сделать так, чтобы предприятия, расположенные на территории региона, послали своих людей в вузы, чтобы они участвовали в преподавании, тогда и будет нормальная подготовка. И вот как раз организовать взаимодействие между вузами и работодателями – это работа региональной власти, то, о чем говорит Владимиров».

С тем, что кадровая работа и актуализация образовательных программ относятся к числу «приоритетных треков в рамках государственной политики на сегодняшний день», согласен и Павел Селезнёв. «Вставшие перед Россией вызовы требуют не только расширения кадрового фундамента для бизнеса и госслужбы. Речь идет о создании целого спектра новых специальностей и профессий. При этом некоторые из них в настоящий момент могут быть переняты лишь в формате «от мастера к ученику». Речь идет о «молодых» профессиях, которые возникли совсем недавно в ответ на запросы государства и рынка и еще не были концептуализированы на научном уровне», – говорит собеседник «Клуба Регионов».

Отметим, что, помимо подготовки кадров для собственной экономики, Ставрополье готово стать образовательным полигоном для тех, «кто учит». Открытый в августе 2022г. при участии первого замглавы администрации президента РФ Сергея Кириенко Центр знаний «Машук» в скором времени расширит свои возможности и сможет в течение всего года принимать до 700 человек одновременно. Эксперты сходятся во мнении, что, создавая у себя в крае мощный образовательный центр всероссийского уровня, Ставрополье тем самым расширяет и собственную линейку возможностей, в том числе усиливает свой лоббистский потенциал.