Руководитель Самарской области Вячеслав Федорищев пригрозил роспуском губернской думы из-за демарша единороссов во главе со спикером Геннадием Котельниковым. Депутаты пропускали заседания, на которых должны были рассматривать изменения в устав региона, предложенные губернатором. Политолог Виталий Иванов в беседе с «Клубом Регионов» отметил, что борьба с местными элитами не была изначальной задачей Федорищева, но ему пришлось в нее вступить.
– Складывается ощущение, что одной из главных задач, с которой Федорищева отправили в регион, было усмирить элиты. Он с ней справляется?
– В Самарской области не было бунта элит, там некого было усмирять. Там прежнего губернатора Дмитрия Азарова отправили в отставку , а Федорищева назначили в рамках оздоровления кадров, посчитав, что для этого нужен человек со стороны.
Но Федорищев столкнулся с сопротивлением элит, потому что Самара – это один из самых противных в этом плане регионов. Я имею в виду, что там наглая, разнузданная элита, у которой большой опыт борьбы с губернаторами. Но осуждать местные элиты за такое поведение так же глупо, как винить тигра в том, что он мясо ест: они такими выросли, им слишком долго и очень много всего прощали, и это началось задолго до Федорищева.
– В сложившейся ситуации и с учетом задачи «оздоровления» насколько верно ведет себя губернатор?
– В целом, он ведет себя правильно. Другое дело, что ему не хватает где-то опыта, где-то ресурсов, где-то чувства меры. Но, безусловно, ломать хребет этой фронде нужно – само целеполагание абсолютно правильное. И если Федорищев не сломает им хребет, то его сломает следующий губернатор, поскольку бесконечно терпеть это безобразие не будут.
– Теперь эффективность Федорищева на федеральном уровне будут оценивать по скорости ломания хребта?
– В последнее время губернатор наделал много разных ошибок в публичном плане (к примеру, в сентябре Федорищев ввязался в конфликт общественницы Екатерины Мизулиной и певца Егора Крида, а затем без всяких предупреждений удалил свой телеграм-канал, – Прим. КР). Судить о нем будут по тому, когда он перестанет делать эти ошибки. А его история с губернской думой – это мелкая, незначительная тема. Парламенты давно в целом декоративные, реальной власти у них нет.
– В чем же в таком случае смысл угрозы распустить парламент? К тому же, выборы и так назначены на 2026 год.
– В том, что в другом регионе против другого губернатора депутаты так бы себя вести не отважились, они показывают Федорищеву, что они его не боятся. И он их воспитывает. А они огрызаются.
Главное, что эту думу Федорищев не избирал, она досталась ему по наследству от Азарова. И если Федорищев досидит до выборов, которые будут в следующем году, он изберет себе нормальный парламент, и всё эти «художества» там прекратятся.
– В следующем году еще и выборы в Госдуму будут. Не слишком ли сложной окажется задача для губернатора – обеспечить ЕР нужный результат на федеральном уровне и сформировать под себя местную думу, и всё это при сопротивлении местной фронды?
– Наоборот, совмещение будет играть ему на руку за счет привлечения федеральных ресурсов. Да, будут кричать и возмущаться те, кто из губдумы однозначно вылетит, потому что им уже нечего будет терять. А тем, кто захочет в ней остаться, понимая, что всё в конечном счете зависит от губернатора, свои языки придется прикусить.
– У фронды в парламенте нет ресурсов, чтобы переизбраться вопреки воле губернатора?
– Если Федорищев этого не захочет, то, конечно, нет.