Вице-губернатор Воронежской области Сергей Соколов, отвечающий за региональную политику, в ближайшее время поменяет место работы. По информации «Ведомостей», чиновник перейдет в руководящие органы «Народного фронта», где будет отвечать за усиление аналитической и организационной работы и взаимодействие с органами власти. Эту информацию приводит и «ВестиВоронеж» со ссылкой на собственные источники. Там уточняют, что сейчас Соколов находится в отпуске, а в отставку уйдет в течение месяца, до окончания губернаторских выборов.
Политолог Дмитрий Нечаев в прежних комментариях «Клубу Регионов» называл Соколова представителем фронды, выступающей против главы региона Александра Гусева. Сейчас он повторил этот тезис: «На протяжении как минимум пяти лет функционировала, функционирует и даже после ухода Соколова будет функционировать региональная клика недовольных – чиновников, депутатов разного уровня, бизнесменов – которые не приняли Гусева как губернатора, и которая своей деятельностью пыталась оказывать влияние на принятие решений в регионе», – сказал эксперт. Он уточнил, что Соколов, к примеру, отвечал за распределение областных грантов, но попытка Нечаева проанализировать, кому поступали эти деньги, по его словам, «ничего не дала, потому что информацию не давали даже в ответ на официальные запросы». При этом политолог утверждает, что управление внутренней политикой распределяло гранты только между «своими» медиа и НКО. Нечаев также называет Соколова руководителем антигубернаторской фронды, «патроны которой находятся в ГД», поэтому считает его уход позитивным событием для области. Он ждет, что за этим последует «кадровая и ценностная пересборка внутрипола», в руководство которым придет человек из Москвы. Называть имена возможных кандидатов собеседник не стал, но рассказал, что как минимум двое потенциальных сменщиков Соколова сейчас «проходят проверку по разным направлениям».
Завкафедрой социологии и политологии ВГУ Александра Глухова рассказала, что лично общалась с Соколовым, когда тот работал под началом прежнего куратора управления внутренней политики Андрея Маркова. «Они тесно сотрудничали с нашей кафедрой социологии и политологии, регулярно бывали на Клубе политологов. И из этих наблюдений и других контактов у меня сложилось мнение, что никакой фронды в лице Соколова по отношению к губернатору Гусеву не было и быть не могло, как в силу той роли, которую Соколов играл на протяжении всего своего пребывания в этих структурах, так и в силу его личных качеств, которые я хорошо знаю», – сказала она. В качестве версии ухода вице-губернатора в разгар предвыборной кампании Глухова предположила намерение найти на место Соколова более энергичного человека. «Но вообще слухи об уходе Соколова витали уже давно», – добавила она.
Доцент кафедры социологии и политологии ВГУ, модератор Воронежского клуба политологов Роман Савенков тоже не видит в Соколове фрондера. «Высокопоставленные представители разных губернаторских команд могут обладать разным пониманием актуальных проблем региона, а также механизмов их решения. Это не делает их антагонистами», – сказал эксперт. По его словам, как минимум трудовая биография чиновника подтверждает это, а также профессионализм, благодаря которому Соколова и хотят видеть в ОНФ. «Соколов внутренней политикой занимается с 2009 г. в статусе замруководителя, руководителя, а в 2018 г. указом избранного губернатора Гусева повышен до заместителя губернатора. Были ли у него ошибки, провалы во внутренней политике региона в этот период? Нет. Был ли повод у двух глав Воронежской области [Гордеева и Гусева], у администрации президента для критики его работы? Нет. Чиновник обладает большим опытом аналитической работы, опытом взаимодействия с федеральными структурами и общественными организациями разного уровня. Такие кадры серьезные федеральные структуры забирают себе», – поделился мнением эксперт.
Что касается ОНФ, то теперь эта структура именуется исключительно как «Народный фронт». Не так давно «фронтовики» провели ребрендинг, в результате которого их традиционные сине-голубые цвета сменил агрессивный красный, обновили сайт, параллельно идет постепенная смена кураторов на региональном уровне.
«У этой организации были периоды расцвета и, прямо скажем, заката, были периоды, когда об ОНФ не вспоминали, но последние события показали, что этот формат более чем рабочий», – говорит гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. По его мнению, работа в «Народном фронте» сегодня открывает перспективы перед теми, кто туда приходит. «В силу того, что ОНФ – это широкая площадка, объединяющая ветеранов, волонтеров, лидеров общественного мнения, она решает перспективные задачи и является большим социальным лифтом. Участие в этом президентском проекте крайне важно, в том числе для представителей исполнительной власти. Да, «Единая Россия» – это старый конь, который не испортит борозды, но партия решает немного другие, партийные задачи, а ОНФ решает задачи, стоящие перед гражданским обществом в целом. Именно поэтому эта площадка прошла испытание временем», – пояснил Мухин. Он полагает, что в рамках президентской кампании, которая пройдет в 2024г., помимо волонтерской работы в регионах и на новых территориях «Народный фронт» вернется к своему «немного позабытому функционалу» антикоррупционной работы и будет следить, чтобы чиновники и госслужащие соблюдали закон и «не наглели».
Александра Глухова скептически относится к идее перезапустить ОНФ. «Насколько я как социолог могу оценить состояние общества, оно индифферентно, где-то встревоженно, где-то озабочено тем, что экономическое положение не становится лучше и вряд ли станет. Чтобы поднять людей, как-то мобилизовать их, оснований нет. Но ведь Соколов был чиновником высокого ранга, он не может уйти в никуда, что-то ему нужно предложить взамен. А что получится из этого, зависит от того, насколько он изобретателен», – сказала собеседница «Клуба Регионов».
Дмитрий Нечаев утверждает, что в ОНФ Соколов будет контролировать направления, с которыми не справился в Воронежской области. «Здесь он отвечал за блок ценностей, аналитики, взаимодействие с партиями и институтами гражданского общества и медиапроекты. И по моей оценке, это были самые провальные проекты в деятельности правительства области. Для меня загадка, почему [в ОНФ] этого никто не видит», – заявил политолог.